Lifar à Paris
Animé de grandes ambitions pour la danse et pour le ballet, il redonne vie à l’Opéra de Paris, demandant un travail énorme aux danseurs, qui coopèrent efficacement. Avant lui, le ballet ne jouait qu’un rôle accessoire dans le spectacle d’opéra : Serge Lifar innove en instituant des soirées hebdomadaires de ballet et impose l’obscurité dans la salle pendant les représentations. Il compose de nombreux ballets, multipliant ainsi les créations, autour desquelles est faite une importante publicité. L’Opéra de Paris renaît, et l’on peut bientôt dire que sa troupe est une des meilleures du monde : de 1930 à 1945, puis de 1947 à 1958, Serge Lifar s’est entièrement consacré à cette grande œuvre.
La venue de Lifar à l’Opéra de Paris amène une véritable révolution. Cependant, si l’Opéra sommeille, les danseurs reçoivent un enseignement traditionnel très solide ; bien formés, ils n’attendent qu’un révélateur de leur talent. Si Serge Lifar revalorise les rôles masculins – il s’en attribue un grand nombre, mais il en compose également pour Alexandre Kalioujny, Youli Algaroff, Michel Renault, Peter Van Dijk –, il préside pour une part aux destinées de nombreuses danseuses étoiles (Suzanne Lorcia, Marie-Louise Didion, Lycette Darsonval). Yvette Chauviré, Janine Charrat, Roland Petit ont incontestablement subi son influence.
«К артисту подослали из СССР наемного убийцу»
В Париже Сергей Лифарь за короткий срок прошел путь от мальчика кордебалета до звезды труппы Дягилева…
— Но, между прочим, Нижинская заявляла Дягилеву: «Из Лифаря ничего не выйдет, он никогда не будет первым танцором». На что руководитель балета ответил: «Я уверен, что он будет не только первым танцором, но и хореографом». Они заключили пари на ящик шампанского. Выиграл Дягилев (правда, шампанского он так и не получил).
В Монте-Карло на генеральной репетиции балета «Зефир и Флора», в котором Лифарь получил первую роль, Борея, происходит настоящее чудо.
— вспоминал артист. Дягилеву кажется, что это сон, такого не может быть. Он велит повторить репетицию. И Лифарь снова летает! Но во время одного из пируэтов балерина сталкивается с Сергеем, и вместо прыжка он падает, как подкошенный, выворачивая ноги… Провал, срыв премьеры? Дягилев предлагает артисту, слегшему в постель, отдать роль другому. Но тот заявляет:
Неделю он лечится по своей системе, чередуя горячие и холодные компрессы. А на премьере, превозмогая боль, летает по сцене.
Многие эпизоды сценической жизни Лифаря высвечиваются по-новому, когда читаешь его письма в Киев. Да и сами открытки с видами европейских городов 80-летней давности очень ценны. Некоторых памятных мест, где бывал артист, уже не существует — как, например, башни-крепости XIII столетия Порт Гийом в Шартре или моста Маасбург в Роттердаме (они были взорваны во время Второй мировой войны).
Нет уже и изображенного на цветной открытке трансатлантического теплохода «Нептуния», которым Лифарь добирался из Венеции в Грецию во время работы над своим самым известным балетом «Икар»…
А четыре открытки, присланные родным, вообще без текста и подписи. Просто виды европейских городов, и все. Но родным они говорили о многом.
– О чем же?
— В те годы это был своего рода знак: я жив, со мной все в порядке… На родине власть не простила Сергею Лифарю ни дерзкого побега, ни последовавшего затем отказа возвращаться в Страну Советов. Предложение было озвучено послом СССР во Франции: «Товарищ Лифарь, мы предлагаем вам бросить гнилой Запад и возглавить советский балетный фронт». «Знаете, я обожаю гниль», — сказал артист.
Серж Лифарь и Сергей Дягилев
Во время оккупации Парижа фашистами к нему подослали из СССР наемного убийцу — одного из грузинских князей. Но князь, увидевший постановку балета по произведениям Шота Руставели с участием Лифаря, бросился ему в объятья и не смог «ликвидировать» артиста.
В Киеве же дом на улице Ирининской, где жили родители артиста, находился под постоянным наблюдением. После того как в 1932 году младший брат Сергея, Леонид, военный летчик, тоже сбежал на Запад, перейдя границу с Персией, киевское ОГПУ начало разработку «Артисты».
Мне довелось читать материалы дела в архиве СБУ Украины. Очевидно, чекисты считали, что на Ирининской находится гнездо вражеской разведки — за домом следили несколько «объектов», и каждый «свидетельствовал» о жильцах квартиры. Был внедрен и «спецагент» — односельчанин из Большой Мотовиловки (здесь прежде было родовое поместье Лифарей). А житель соседнего дома на Ирининской сообщал даже сведения о переписке:
Позже Лифарей, Михаила Яковлевича и его вторую жену Марию Михайловну, выселили из квартиры на Ирининской, и они жили в полуподвальчике на Софиевской улице. Михаил Яковлевич, в прошлом чиновник Департамента водного и лесного хозяйства, в конце жизни работал в Ботаническом саду имени академика Фомина. Выступлений сына на сцене и его хореографических постановок родители никогда не видели.
Письменная работа
Трусы
Лифарь проанализировал свое прошлое в нескольких книгах:
- Когда я был голоден (Сток, 1935).
- На заре моей судьбы в Дягиле. Семь лет в Русском балете (Альбин Мишель, 1949.
- Моя жизнь (Джульярд, 1965).
- Les Mémoires d’Icare, Paris, Filipacchi, 1989 (написано незадолго до его смерти), предисловие Сержа Толстого .
Книги по танцам
Лифарь — автор множества книг по балету и истории танца . Большинство из них были написаны другими людьми либо по его указанию, либо ему было предложено опубликовать их под его именем.
- Манифест хореографа, Париж, Этуаль, 1935.
- Танцевать. Великие течения академического танца, Париж, Деноэль, 1938.
- Серж Дягилев, его жизнь, его творчество, его легенда: интимная биография, Нью-Йорк, 1940.
- Карлотта Гризи, Париж, Альбин Мишель, 1941.
- Жизель, апофеоз романтического балета, Париж, Альбин Мишель, 1942 год.
- Терпсихора в процессии муз, Париж, Лагранж, 1943 год.
- Мысли о танце, Париж, Борда, 1946.
- Предисловие в: Ф. Дивуар, Танец — танец, Париж, 1948.
- Трактат об академическом танце, Париж, Борда, 1949.
- Огюст Вестрис, бог танца, Париж, Нагель, 1950.
- История русского балета, Париж, Нагель, 1950.
- Договор о хореографии, Париж, Борда, 1952.
- История русского балета, Лондон, 1954.
- Три грации в XX — го века. Легенды и правда, Бюше-Шастель, 1957.
- На службе у танца, Париж, Университет танца, 1958.
- Посвящение Арно Брекеру, издание Marco, Бонн-Париж, 1975.
Личная жизнь
Люди справедливо подмечали Дягилевское выпадение из «общего стиля». В нем бурлила иная, отличная от многих кровь. Еще при жизни о любовных похождениях мецената слагали легенды.
Достоверно известно, что у Сергея Дягилева была нетрадиционная сексуальная ориентация, и, так как личная жизнь столь видной персоны не может оставаться в тени, его любовников «в лицо» знали все.
Сергей Дягилев и Дмитрий Философов
Первые амурные отношения у Сергея Дягилева были с его двоюродным братом Дмитрием Философовым. Разносторонне образованный юноша всегда был на виду в кружке студентов Петербургского университета. Увлеченные искусством 18-летние братья сблизились во время совместного путешествия по Италии, куда отправились в 1890 году.
Роман Дягилева и Философова длился 10 лет, пока на их пути не встала «белая дьяволица» – Зинаида Гиппиус. Женщина не боялась осуждения общества и смело шла наперекор устоявшимся норм морали – носила мужскую одежду, проповедовала свободную любовь (несмотря на замужество, у нее было пара романов с мужчинами и женщинами). Жертвой колдовских чар русской поэтессы стал и Дмитрий Философов.
Зинаида Гиппиус, Дмитрий Философов, Дмитрий Мережковский
“Борьба” между Гиппиус и Дягилевым продолжалась пару лет. Окончательный разрыв между братьями-любовниками наступил после скандала в фешенебельном петербургском ресторане: Дягилев застал друга в компании Зинаиды Гиппиус и накинулся на него с кулаками.
После этого случая Философов окончательно порвал с Дягилевым и переехал к Гиппиус и ее мужу Мережковскому. Странный тройственный союз просуществовал 15 лет.
В 1908 году Сергей встретил мужчину, который не только стал самой большой любовью культурного деятеля, но и навечно связал Дягилева с миром балета.
Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский
Подающий надежды русский танцор финского происхождения Вацлав Нижинский в то время находился на содержании у князя Павла Львова. Для аристократа обаятельный юноша был игрушкой: он оплачивал его счета, обновлял гардероб и «одалживал» парня друзьям.
И если Нижинский любил высокопоставленного «мучителя», то Львова откровенно тяготили чувства надоедливой «марионетки». Неизвестно, как долго прозаик бы искал повод, чтобы избавиться от наскучившего любовника, если бы «не подвернулся» Дягилев.
Вацлав и Сергей были вместе 5 лет. За это время Дягилев приобрел славу всемирно известного антрепренера, а Нижинский стал «лицом» «Русских балетных сезонов».
Вацлав Нижинский
В 1913 году танцор неожиданно сделал предложение венгерской балерине Ромоле Пульски, которая давно была влюблена в него и поступила в труппу исключительно затем, чтобы быть ближе к предмету обожания. Узнав о свадьбе возлюбленного, оскорбленный деятель искусства немедленно уволил Нижинского.
Встреча с 17-летним учеником балетной школы Леонидом Мясиным помогла балетмейстеру забыть горе-кавалера. Расчетливый юноша мирился со статусом «мальчика для утех» ровно до тех пор, пока не прославился.
Сергей Дягилев и Леонид Мясин
После семи лет близкой дружбы в 1920 году Мясин, как и Вацлав, связал свою жизнь с женщиной. Супругой танцора стала балерина Вера Кларк (псевдоним – Савина). Узнав о решении протеже, Дягилев обрывает с ним все связи.
Творческое сотрудничество бывших любовников возобновилось за три года до кончины Сергея, в 1925 году. После смерти именитого балетмейстера его ученик возглавил «Русский балет Монте-Карло».
Творческое наследие[править | править код]
Творческое наследие Лифаря огромно — это и создание более 200 балетов, написание 25 книг по теории танца. Лифарь воспитал 11 звёзд балета. В 1947 году он основал в Париже Институт хореографии при Гранд-Опера, с 1955 года вёл курс истории и теории танца в Сорбонне, был ректором Университета танца, профессором Высшей школы музыки и почётным президентом Национального совета танца при ЮНЕСКО.
Постановкиправить | править код
- Парижская Опера
- 22 мая — «Вакх и Ариадна» Альбера Русселя
- 16 декабря — «На Днепре» Сергея Прокофьева
- — «Кошка» Анри Соге (собственная версия с использованием оригинальной хореографии Баланчина).
- 9 июля — «Икар» Артюра Онеггера
- 21 июня — «Александр Великий» Филиппа Гобера
- 2 июля — «Рыцарь и девушка» Филиппа Гобера
- 31 декабря — «Болеро» Мориса Равеля, либретто Лифаря и Léon Leyritz, оформление Léon Leyritz (Тореро — Серж Лифарь, Марилена — Сюзанна Лорсия, Спонтане — Серж Перетти)
- 23 июля — «Сюита в белом» Эдуара Лало
- 15 декабря — «Миражи» Анри Соге по либретто Сержа Лифаря и Адольфа Кассандра, оформление Кассандра.
- 14 июня — «Федра» Жоржа Орика
- 14 ноября — «Белоснежка» Мориса Ивена, оформление Дмитрия Бушена
- Оригинальный русский балет, гастроли в Австралии
1939—1940 — «Прекрасный Дунай», «Икар», «Павана» (все 3 мировые премьеры)
- Новый балет Монте-Карло
- 29 октября — «Утренняя серенада» Франсиса Пуленка
- — «Шота Руставели» на музыку Артюра Онеггера и Александра Черепнина
- Театр Елисейских Полей
1948 — постановка новой редакции балета «Стальной скок» Сергея Прокофьева, художник Фернан Леже
- Балет Франции
1958 — «Франческа да Римини» на музыку П. И. Чайковского, оформление Феликса Лабисса
Детство и увлечение танцами
С 1911 года семья Лифарей осела в Киеве. Сергей вместе со старшим братом начал учиться в подготовительном классе 1-й Киевской гимназии, через год был принят на обучение в Императорскую Александровскую Киевскую гимназию. Сергей Лифарь от природы был наделен тонким музыкальным чутьем. Параллельно с учебой в гимназии он пел в церковном хоре Софийского собора под руководством регента Я. Калишевського, посещал занятия в Киевской консерватории по классу фортепиано и скрипки, обучаясь у профессора Воячека. Одновременно молодой Сергей Лифарь заинтересовался и театром, но родители, наблюдая очевидные музыкальные успехи сына, не одобряли это его увлечение. Но позже отменили запрет и разрешили посещать сыну Киевский драматический театр и оперу.
В смутное время революции и гражданской войны, когда Киев постоянно переходил из рук в руки различных воюющих сторон, Сергею пришлось на время прервать свои занятия.
В 1919 году, когда в усадьбах стало опасно жить из-за грабежей и разбоев, семья Лифарей переселилась в дом возле Софиевской площади. Тогда это был дом номер 7 на улице Ирининской. Позже – номер 3-а (нумерация периодически менялась, но числа оставались нечетными). Чтобы хоть как-то прокормиться в эти годы, Сергей с отцом Михаилом Яковлевичем и братом Леонидом нанимались рубить или пилить дрова.
Смерть
Дягилев скончался 19 августа 1929 года в Венеции, по слухам, от фурункулёза. Похоронен на расположенном неподалеку острове Сан-Микеле.
Значение имени Дягилева в настоящее время
Гимназия в Перми, в которой учился Дягилев, с 1992 года носит его имя. В этой гимназии № 11 был открыт музей имени С. П. Дягилева. В 2007 г. в концертном зале Дома Дягилева был установлен памятник Дягилеву работы скульптора Эрнста Неизвестного. В Перми до сих пор проводятся ежегодные международные культурные фестивали имени С. Дягилева — «Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж». Инициатором первого дягилевского фестиваля в России выступил Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, здание которого было сооружено благодаря значительной финансовой поддержке Дягилевых и по мнению многих пермяков является красивейшим в городе. В год столетия «Русских сезонов» интерес к личности С. П. Дягилева снова возрос. В 2008 году Аукционный дом Sotheby’s организовал выставку «Танцевать по направлению к славе: Золотой век „Русских балетов“» в честь 100-летия «Русских балетов» Дягилева, которая прошла в Париже. На ней можно было увидеть около 150 картин, эскизов, костюмов, декораций, рисунков, скульптур, фотографий, рукописей и программок. Организаторы выставки отобразили ключевые моменты в развитии «Русских балетов», которые за двадцать лет своего существования полностью изменила традиционные представления о театре и танце. Среди экспонатов выставки были костюмы, эскизы для которых делали французские художники Андре Дерен («Волшебная лавка», 1919) и Анри Матисс («Песнь соловья», 1920). Отдельно стоит сказать о костюмах, придуманных Львом Бакстом. Бакст — первый сценограф, ставший всемирной знаменитостью. Создавая эскизы балетных костюмов, он вдохновлялся восточными и древнегреческими нарядами. Модели, которые он разрабатывал, не только восхищали зрителей в театре, но и влияли на модные тренды
Из современных художников, вдохновляющихся наследием Дягилева, важное место занала бумажная инсталляция известного бельгийского скульптора Изабель де Боршграв (Isabelle de Borchgrave). В мае 2009 года в Монако выпущены две почтовые марки «Столетие Русского балета Дягилева», созданные русским художником Георгием Шишкиным
В 2009 году в Перми началось обсуждение создания в городе целого ряда памятников С. П
Дягилеву, показывающих его в разные годы жизни. В 2009 году в Париже началась подготовка проекта памятника Дягилеву. Макет скульптора Виктора Митрошина стал победителем международного конкурса. Его Дягилев стоит в полный рост в цилиндре, фраке и с тростью в руке, на высоком постаменте, на котором Петрушка открывает занавес. Вероятно, памятник будет поставлен при поддержке меценатов, на пожертвования, силами русской диаспоры. В момент проведения конкурса проект поддержал президент Жак Ширак, а его супруга Бернадетт выразила желание курировать работы по осуществлению проекта. Бывший мэр Парижа Жан Тибери был против, но возведение памятника удалось начать только после того, как его сменил Бертран Деланоэ. В данный момент работы ведутся под патронатом Пьера Кардена. Памятник Дягилеву установят на площади перед зданием Гранд-Опера в Париже.
Адреса в Санкт-Петербурге
- 1899 — осень 1900 года — доходный дом — Литейный проспект, 45;
- осень 1900—1913 — доходный дом Н. И. Хмельницкого — набережная реки Фонтанки, 11.
Судьба Дягилевых в СССР
- Судьбы двух братьев Сергея Дягилева — Юрия и Валентина трагичны. Юрий Павлович был репрессирован, а Валентина расстреляли на Соловках в 1929 году по сфабрикованному уголовному делу.
- Старший племянник Дягилев Сергей Валентинович был симфоническим дирижером. Репрессирован в 1937 году как и его отец Валентин Павлович по сфабрикованной политической статье. Отсидел 10 лет в лагерях и 5 лет в ссылке. После реабилитации вернулся в Ленинград, где продолжил творческую деятельность. Скончался в 13.08.1967.
- Его внук Дягилев Сергей Александрович (Сергей Дягилев мл.) — композитор и дирижёр. Проживает в Санкт-Петербурге.
- Младший племянник Василий Валентинович Дягилев был вынужден скрывать в СССР родство со знаменитым дядей.
Мися Серт и Сергей Дягилев
Обладательница огромного состояния Мися Серт познакомилась с Дягилевым в 1908 году во время премьерного показа оперы «Борис Годунов» с участием Федора Шаляпина в главной роли в парижской Гранд-Опера. Спектакль так потряс женщину, что она скупила все нераспроданные билеты, чтобы у Дягилева сложилось впечатление финансового успеха и он вновь вернулся в Париж.
Мися Серт и Сергей Дягилев
Их дружба продолжалась более 20 лет. Дягилев говорил, что Мися Серт — единственная женщина, на которой он мог бы жениться. Ее мать тоже умерла в родах и это обстоятельство в начале отношений быстро сроднило Дягилева и эту необычайную женщину.
Не раз деньги Миси выручали «Русские сезоны» Дягилева от неминуемого, как казалось, краха. Именно благодаря 4 тысячам франков, которые женщина подарила импресарио, состоялась премьера великого балета «Петрушка». Без этой суммы служащие Гранд-Опера отказывались выдавать русским артистам костюмы.
Фотография траурной процессии Сергея Дягилева в Венеции
Ближайшей подругой Миси Серт была Коко Шанель. Именно эти дамы случайно окажутся в Венеции и будут организовывать похороны 57-летнего Дягилева, поскольку своих средств для похорон импресарио не имел. Покупку участка для захоронения оплатила Мися Серт, сняв с себя колье с бриллиантами. Были наняты 4 гондолы для похоронной процессии с острова Лидо и до острова Сан-Микеле Венеции (острова мертвых). Греческие монахи с пением провожали умершего с острова живых на остров мертвых. Рядом с Дягилевым нашли последний приют Стравинский и Бродский. Принято считать, что причиной смерти 57-летнего Дягилева стало обострение фурункулеза в сочетании с хроническим диабетом.
Могила Сергея Дягилева на острове Сан-Микеле в Венеции
Умирая Дягилев, который пропагандировал все самое бунтарское и современное в искусстве, попросил поставить любимую им Патетическую симфонию Чайковского, которую любил с юности.
У балетных есть примета, что будучи в Венеции, нужно обязательно посетить могилу Дягилева и оставить там свои пуанты – это приносит удачу в карьере. На мраморном надгробном памятнике выбито имя по-русски и по-французски (Serge de Diaghilew) и эпитафия: «Венеция — постоянная вдохновительница наших успокоений». Эта фраза была написана Дягилевым незадолго до смерти в дарственной надписи танцовщику “Русских сезонов” Сержу Лифарю.
Труппа “Русских сезонов” с Сергеем Дягилевым в центре
Живопись
Мир балета был не единственным увлечением Лифаря. Он дружил со многими художниками, среди которых были Пабло Пикассо, Жан Кокто, Кассандр (Адольф Мурон), Марк Шагал, оформившие многие его спектакли. В своё время сотрудничество Лифарю предлагал Сальвадор Дали, однако его сюрреалистический проект декораций и костюмов к знаменитому «Икару» (с костылями вместо крыльев) был отклонён.
Уход из театра подтолкнул Лифаря профессионально взяться за кисть. В 65 лет у него проявился талант художника. Он рисовал и раньше: на программках, афишах, записках — карандашом, помадой, гримом. В 1972—1975 годах выставки картин Лифаря пользуются большой популярностью: Канны, Париж, Монте-Карло, Венеция. Хотя сам Лифарь достаточно сдержанно относился к своему увлечению. «Эти графические, почти пластические работы я посвятил своему другу Пабло Пикассо. Он был настолько любезным, что удивился, залюбовался и горячо посоветовал мне продолжать. Только я не художник, а хореограф, рисующий», — писал он в последней автобиографической книге «Мемуары Икара». Он оставил после себя более сотни оригинальных картин и рисунков. Основной сюжет — балет, движения, драматургия танца.
«Я стал танцором, еще не умея танцевать»
Рассказывает Александр Балабко:
— Помню, как в конце 90-х годов в предместье Парижа, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, я подошел к могиле легендарного артиста балета и увидел надпись на французском языке: «Серж Лифарь из Киева».
Меня это поразило. Во Франции Лифарь был удостоен высшей награды страны — ордена Почетного легиона, который вручал ему президент Шарль де Голль. Артист был известен во всем мире. Но для него самым важным оставалось это: «из Киева»…
Судьба Сергея Михайловича Лифаря не могла не заинтересовать. И какой же была радость, когда спустя восемь лет мне в руки попали неизвестные прежде письма артиста, которые он из-за рубежа отправлял в Киев своим родным!
– А как они обнаружились?
— Можно сказать, что помогла в этом еще одна легендарная личность — Мария Башкирцева (прославившаяся во Франции художница и писательница украинского происхождения. — Авт.). Меня пригласили на международную конференцию в Полтаве, посвященную юбилею Башкирцевой, о которой я написал повесть. И вот в перерыве беседую с искусствоведом, специалистом по украинско-французским связям XX столетия Натальей Асеевой, с которой мы с начала конференции сидели рядом. «Знаете, — вдруг говорит Наталья Юрьевна, — у меня есть архив Сергея Лифаря. Он достался мне от двоюродной бабушки Марии Михайловны Лифарь…»
Мария Михайловна (в девичестве Дьяченко) была второй женой отца Сергея Лифаря — Михаила Яковлевича. Они поженились в 1939 году (шестью годами раньше умерла от сыпного тифа Софья Васильевна Лифарь, мама Сергея). К слову, родной брат Марии Михайловны — известный киевский архитектор Дмитрий Дьяченко. История семьи Дьяченко-Асеевых — отдельная тема…
По приезде в Киев Наталья Юрьевна Асеева предоставила мне семейные реликвии: оригинальные фотоснимки, визитные карточки, записки артиста, изданную в Париже и переправленную в Киев в 1937 году брошюру Сергея Лифаря «Третий праздник Пушкина», вышитые сорочки Михаила Яковлевича Лифаря и рушник.
И еще коллекцию из 58 почтовых открыток, присланных артистом с января 1923-го по сентябрь 1932 года в Киев родителям и брату Леониду. Первая открытка — по-мальчишески восторженная:
– Он ведь совсем юным вырвался на Запад?
— В неполных 18 лет. Почти ребенком. Но сколько отваги требовалось, чтобы после одной неудачной попытки снова решиться на побег! Это была невероятная авантюра. В мемуарах «Страдные годы» он, кстати, упоминает об авантюрности своих юных лет. И описывает, что довелось пережить в послереволюционном Киеве.
— такую картину увидел 14-летний Сережа Лифарь на улице Садовой, где размещалась ЧК. Он сам не раз был на волосок от смерти. Мог погибнуть в перестрелке, от взрыва снаряда, в тюремном застенке.
Серж Лифарь
Однажды в группе мобилизованных Сергей оказался на пароходе «Свердлов» (бывшем «Император Николай II») и вдруг нутром почувствовал опасность. Не раздумывая, прыгнул в Днепр и за ночь доплыл до Киева. Потом узнал: «Свердлов» взорвался, все на борту погибли…
Судьба хранила Лифаря. Ей было угодно, чтобы однажды по дороге домой он зашел в балетную студию Брониславы Нижинской — сестры гениального танцовщика. А войдя, ощутил восторг от танца:
Когда Нижинская выехала из Киева в Париж, Сергей Лифарь стал заниматься в одиночку дома. По пять-шесть часов ежедневно упражнялся у балетного станка возле зеркала. И так 15 месяцев! Как вдруг пришло известие из Парижа: Сергей Дягилев, руководитель знаменитого «Русского балета», вызывает для пополнения своей балетной труппы пять киевлян — учеников Нижинской. Попав в эту пятерку, Лифарь живет одной мыслью: как добраться в Париж?
Александр Балабко:
— В то время его уже призвали в армию и выдали шинель краскома (красного командира). В один из дней после первого побега его вызвали в «органы» — ГПУ размещалось на улице Екатерининской (нынешней Липской). «Мы знаем, что вы хотите нас покинуть, — сказал ему чекист. — Что же, поезжайте за границу к вашему Дягилеву. Мы окажем вам всемерное содействие». В обмен на это Лифарю предлагалось наблюдать за эмигрантами и сообщать об их настроениях. Он отказался. Его предупредили: «Не вздумайте бежать! Мы будем следить за каждым вашим шагом».
– И все-таки не уследили?
— Да. В один критический момент, при проверке документов в поезде, он заявил, что у него «секретное поручение к коменданту ЧеКа». Хватило выдержки и дерзости…
Ревность
В 1924 году Серж Лифарь стал балетмейстером “Русских сезонов”. Их отношения начинали набирать обороты. Все больше они проводили времени вместе, беседуя на сокровенные темы. И существовали вместе вполне гармонично без ссор и упреков.
Были у них и “свои” прозвища. Дягилев был “Котушка”, а Лифарь – “Кукса”. Правда в мемуарах артист вспоминает еще об одном прозвище своего учителя – “Оттелушка”.
Дягилев очень ревновал своего фаворита. Он старался (как и с Нижинским) закрыть его от внешнего мира, оставив возле него только парочку “нужных” друзей. Ко всем остальным он относился довольно скептически.
Ревновал он к артисткам кордебалета, к партнершам по танцам, к случайным знакомым. Даже к Тамаре Карсавиной, которая была любимой балериной Сергея Павловича. Тут разыгралась целая сцена ревности…
Из воспоминаний Лифаря (Тамара Карсавина была его партнершей по балету “Ромео и Джульетта”):
Позже их конфликт был улажен.
Неудавшийся юрист
Когда 18-летний Сергей Дягилев приехал из Перми в Петербург, сложно было представить, что этот юный провинциал сможет выбиться в люди и стать настоящей легендой своего времени. По настоянию отца молодой человек собирался изучать право, однако северная столица с ее невероятными возможностями изменила его планы. Сергей спешил просвещаться: посещал театры и выставки, занимался вокалом. Именно в городе на Неве он решил осуществить свою детскую мечту — стать композитором. Однажды Дягилев пригласил избранную публику послушать отрывки из сочиненной им оперы «Борис Годунов», в которой сам исполнил роль самозванца. Увы, старания будущего антрепренера собравшиеся не оценили. Позднее сам Сергей признает, что этот провал пришелся как нельзя кстати, поскольку голос у него был «очень сильным и очень противным».
Следующим этапом в жизни молодого человека стало увлечение изобразительным искусством. В поисках знаний и шедевров он разъезжал по различным европейским городам, посещал картинные галереи и мастерские художников. В 1897 году Дягилев с успехом провел свою первую выставку немецких и английских акварелистов. Затем вместе с Александром Бенуа создал творческое содружество художников «Мир искусства» и журнал с одноименным названием.
В 28 лет Сергей получил должность чиновника особых поручений при директоре Императорских театров. Однако спустя несколько лет оставил пост из-за конфликта с начальством. И все же именно это место помогло молодому человеку обрести новые полезные знакомства. Одним из которых стала тесная дружба с фавориткой цесаревича Николая Матильдой Кшесинской. Дягилев часто провожал известную балерину домой после спектакля. Именно Кшесинская свела его со своим покровителем князем Владимиром и великим князем Андреем (двоюродным братом Николая). Уже тогда начинающий антрепренер понимал, что деньги и талант работают куда эффективнее, чем просто талант.
Женаты на легенде. Мужья известных женщин, о которых мы почти не знаем
Подробнее
Начало дружбы
Лифарю на тот момент было всего 18 лет. По началу у него захватывало дух при появлении Сергея Павловича. На самом первом просмотре Серж очень не понравился Дягилеву. Он даже хотел обратно отправить его обратно. Но Бронислава отстояла своего ученика.
Юному артисту довольно сложно было приспособиться к новой взрослой жизни среди балетной труппы. Здесь был каждый сам за себя.
Однажды в ужасную жару Дягилев работал весь день. Когда Сережа это увидел, на последние деньги купил для своего “босса” 2 сендвича и напиток. Принес ему и сразу убежал, так как очень боялся просто заговорить с Дягилевым. Но тот был очень тронут.
Со временем они стали больше общаться и работать. Лифаря ставили на главные роли в популярных балетах. Постепенно он стал фаворитом у грозного Сергея Павловича. Из воспоминаний Лифаря:
Коллега, любовник, предатель
Постановки «Русских сезонов» одна за другой вызывали одобрение публики: «Жар-птица», «Шахерезада», «Петрушка». Но Дягилев хотел еще больших экспериментов и признания, благо, Серт снабжала его не только деньгами, но и полезными знакомствами. Одним из них стала встреча с Клодом Дебюсси. Тандем композитора и антрепренёра подарил зрителям настоящую сенсацию — эротичный мужской танец «Послеполуденный отдых фавна», который создал и исполнил Нижинский. Это был первый скандал на сезонах, который в некотором роде взбодрил зрителей и оказался значительно лучше уже привычного успеха.
Задумки Дягилева и его команды часто опережали время, а потому публике порой требовались месяцы и даже годы, чтобы понять и по достоинству оценить то, что артисты «сезонов» показывали на сцене. Так было с «Весной священной» Стравинского, премьера которой состоялась 29 мая 1913 года. Хореографией вновь занимался Нижинский. Постановка давалась ему с трудом, однако зрители не оценили потраченных сил. Уже через пять минут после начала представления зал стал возмущаться, свистеть и даже топать ногами. Спектакль пришлось остановить и начать заново. Этот провал задел и без того хрупкую психику Нижинского, который впоследствии закончил свои дни в клинике для душевнобольных.
С самого появления Вацлава в труппе он стал не просто коллегой и возлюбленным Дягилева, но и его личным открытием. Антрепренер считал, и не без основания, что именно благодаря ему взошла звезда «Бога танца». Сергей содержал своего фаворита, делал ему дорогие подарки, чего только стоит сапфировый перстень от Картье, которым была скреплена «помолвка» любовников, старался всячески образовывать своего протеже и прививать ему чувство прекрасного. Однако наряду с «пряником» Вацлав прекрасно знал, что такое «кнут». Сергей ни на секунду не давал ему забыть, что своим успехом танцовщик обязан именно его деньгам и связям. Увы, вместо благодарности Нижинский отплатил Сергею предательством. Во время гастролей по Южной Америке, которые Дягилев пропустил из-за суеверия (гадалка предсказала ему смерть на воде), Вацлав неожиданно обвенчался с танцовщицей Ромолой Пульски. Узнав об этом, брошенный любовник начал громить все подряд, а успокоившись, нашел повод, чтобы уволить предателя из труппы.
Самая счастливая. Прима белорусского балета — об успехе и материнстве
Подробнее
Красный командир и веление души
Поначалу большевики отступали, но позже вернулись. Отец Сергея, сторонник белого движения, решил уводить семью в глубинку и пережидать там временные успехи «красного вала». Но когда время показало, что никакой угрозы новая власть киевлянам не несет, Лифари вернулись домой. Вскоре Сергей призвался в Красную Армию.
Образованного парня направили в школу краскомов (красных командиров). После непродолжительных курсов Лифарь возглавил роту. Перед ним вмиг выросла перспективная карьерная лестница, но душа просила другого.
Все определил случай, когда Сергей с приятелем забрели в студию известного балетмейстера и танцовщицы Брониславы Нижинской, которая приходилась сестрой великому маэстро танца Вацлаву Нижинскому. Лифарь был потрясен артистами балета и увиденным на сцене. С того момента, как он сам позже признавался, его жизнь пошла по совершенно новому пути. Все остальное померкло и утратило смысл. Лифарь стал просить Брониславу Фоминичну взять его в ученики, но провалил два просмотра подряд.
Проявляя упорство, Сергей был зачислен в студию с третьей попытки. При этом Нижинская не рассмотрела в сутулом юноше потенциала. Да и занятия с преподавательницей продолжились недолго — противница советской власти покинула Киев, уехав в Париж под крыло перебравшегося за границу балетмейстера Сергея Дягилева.
Дягилев
К моменту встречи с Лифарем Сергею Дягилеву был 51 год. Чем он был знаменит? Этот крупный человек в роскошной шубе, в мягкой шляпе и с тростью уже успел покорить лучшие города Европы.
Дягилев был организатором “Русских сезонов”. В одном месте он собрал лучших музыкантов, композиторов, артистов балета, певцов, художников и многих других творческих личностей. Труппа с представлениями объездила Париж, Рим, Лондон, Монте-Карло и другие западные города.
У Сержа было много фаворитов. В начале своей карьеры в Европе он активно продвигал балетного артиста Вацлава Нижинского. Подробнее об этой истории:
- “Русские сезоны”.
- Дягилев и Нижинский. Два гения.
После того как контракт с Вацлавом закончился, Серж решил пиарить артиста Леонида Мясина.
Вместе до конца
В 1928 году здоровье Дягилева значительно ухудшилось. Врач диагностировал у него сахарный диабет и прописал специальную диету, которой Сергей Павлович не соблюдал. Со временем его тело начало покрываться фурункулами.
В какой-то момент Дягилев очень устал от своей бурной жизни. Он все меньше и меньше интересовался делами своей компании. Я меньше говорил с друзьями и с самим Лифарем. Но он все больше и больше боялся, что молодой танцор найдет себе еще одну пассию.
После всех гастролей 8 августа 1929 года Лифарь прибывает в Венецию. Он очень удивился, что Дягилев не встретил его на вокзале, как раньше. Подойдя к гостинице, он увидел у окна бледного Сергея Павловича, который махнул ему рукой.
Каждый последующий день Дягилев чувствовал себя плохо. У него подскочила температура. Он был в бреду, он тонул, его сердце не выдержало. Иногда он приходил в себя и начинал вспоминать свое детство и юность. Все эти дни до самой смерти Лифарь был рядом.
Каждый час меряла ему температуру, кормила через соломинку, делала уколы, промывала одеколоном, чтобы привести в чувство. Но спасти его не удалось. Сергей Дягилев умер 20 августа 1929 года.
Вальтер Нувель, Серж Дягилев и Серж Лифарь на Лидо в Венеции. (Фото Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images)