Особняк Матильды Кшесинской после революции
Матильда Феликсовна прожила в особняке вплоть до Февральской революции 1917 года, когда здание заняли большевики. Балерина спешно покинула дом, а в 1920 году и Россию, насовсем. В ее доме работал Ленин, сегодня об этом напоминает мемориальная табличка. После возвращения из эмиграции в апреле 1917 года он зачитал с балкона знаменитые «Апрельские тезисы». Матильда пыталась через суд вернуть себе дом и имущество, но старания её адвоката так ни к чему и не привели.В июле того же года большевиков изгнали из особняка войска Временного правительства. От великолепного убранства не осталось и следа, в помещениях царил полный хаос, они были разграблены, а мебель — поломана.
После Октябрьской революции и до 1938 года в особняке размещались учреждения Петросовета, Институт общественного питания, ленинградское отделение Общества старых большевиков. С 1938 года по 1956 год в здании располагался Музей С. М. Кирова, а с 1955 года по 1957 год — Музей Октябрьской Революции. К тому времени здание объединили с соседним особняком Бранта, который тоже был выполнен в стиле модерн. После распада СССР в здании открылся Музей Политической Истории России. К тому моменту его частично восстановили. Вернули анфиладу — парадный вход со стороны Кронверкского, лестницу с балюстрадой, ротонду, белый зал и зимний сад. В качестве напоминания о шикарном прошлом особняка кое-где сохранился паркет и плиточный пол в Зимнем саду.
Судьба особняка
В советское время особняк Кшесинской в Санкт-Петербурге был выведен за пределы жилого фонда. До 1938 г. в здании квартировали некоторые подразделения Петросовета, ленинградское отделение Общества старых большевиков, институт питания. Потом в доме обосновался музей С.М. Кирова, преобразованный в 1957 г., после соединения с другим архитектурным артефактом особняком Бранта, в музей Революции. После 1991 г. революция и всё, что с ней связано, перестало быть актуальным, поэтому особняк Матильды Кшесинской превратился в Музей политической истории России. В этом качестве он успешно функционирует и сейчас, располагая сотнями тысяч единиц хранения. Политическая история страны продолжается, единиц хранения становится больше, поэтому не исключены неожиданные изменения и дополнения в судьбе особняка Кшесинской.
Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов
Вам понравится
Интересные факты об особняке Кшесинской
Слухи о романе императора Николая Второго и балерины породили одну из удивительных легенд: она гласит, что строение связано с Зимним дворцом тоннелем, пролегающем под Невой. Якобы, этим секретным ходом пользовались Николай с Матильдой для встреч.
В 1907 году Городская управа присудила дому серебряную медаль в номинации «лучший фасад нового здания».
Во дворе дома были оборудованы хозяйственные постройки, где жили домашние животные: корова, свинья, голубь и коза, которая «танцевала» с балериной в «Эсмеральде».
С балкона этого дома Владимир Ильич Ленин в апреле 1917 зачитывал широкой публике свои легендарные «Апрельские тезисы»
После варварского разграбления особняка большевиками Кшесинская подала в суд – она надеялась вернуть свой дом и имущество обратно, выселив незваных гостей. Одним из ответчиков был указан вождь пролетариата Ленин, а ущерб от действий нового правительства адвокат балерины оценил в 300 тысяч рублей. Дело, конечно, кончилось ничем, и Матильда уехала сначала из Петербурга, а потом и из страны.
Существует тетрадь мемуаров судьи, который вёл дело о выселении из особняка танцовщицы незаконно занявших его большевиков. Этот материал никогда не публиковался, сегодня рукопись хранится в Государственном архиве РФ.
Развитие отношений
В начале 1892 г. цесаревич опять начал посещать театр. Балерину это очень обрадовало.
Мариинский театр, Санкт Петербург.
Пытаясь подстроить «случайную» встречу с сыном императора, Матильда регулярно прогуливалась по центру Петербурга. В последний день зимы 1892 г. ее старания увенчались успехом: цесаревич, проезжая в коляске, увидел балерину из окна и приказал кучеру остановиться, чтобы поздороваться с ней.
11 марта Николай впервые посетил Матильду дома, где та жила с родителями и сестрой
В этот день балерина неважно себя чувствовала, поскольку накануне ей сделали небольшую операцию на глазе. Она отдыхала у себя в комнате, когда горничная сообщила, что к ней гость.
Фото из французского журнала Le Theatre. 11 мая 1909 года.
Спустившись, девушка увидела императорского сына. Она одновременно обрадовалась и растерялась, ведь «была… без корсета да и потом с подвязанным глазом», но восторг от встречи с возлюбленным взял верх. Вспоминая этот вечер, Кшесинская написала:
Матильда КшесинскаяСегодня, когда я его узнала ближе, я очаровалась им еще больше.
Также девушка упомянула, что Николай подарил ей браслет и несколько своих фотоснимков, а перед уходом намеревался пойти к ней в спальню, но она не разрешила.
Кадр из фильма “Матильда”
Николай Александрович, обычно скупой на слова и эмоции, описал этот визит на страницах дневника очень подробно:
Вечер провел чудесным образом: отправился в новое для меня место, к сестрам Кшесинским… Просидел с ними более 2-х часов, болтали обо всем без умолку. К несчастью, у моей бедной Маменьки болел глаз, который был перевязан… Но радость была обоюдная большая! Выпив чаю, простился с ними и приехал домой к часу ночи.
С этого момента Николай стал регулярно посещать дом возлюбленной, однако, если верить дневниковым записям обоих, отношения между ними еще долгое время были платоническими.
23 марта, во вторую годовщину знакомства с Николаем, девушка написала:
Цесаревич приехал в 12-м час., не снимая пальто, вошел ко мне в комнату, где мы поздоровались и… первый раз поцеловались… Мы много говорили. Я и сегодня не пустила Цесаревича в спальню… Цесаревич уехал, когда уже стало рассветать. На прощание мы несколько раз поцеловались. Когда он уехал, у меня больно сжалось сердце! Ах, мое счастье так шатко! Я всегда должна думать, что, может, вижу его в последний раз.
Опасения девушки были не напрасны. Будущий император не скрывал от нее своих намерений жениться на Алисе Гессенской. Он уже сватался к принцессе, но та не желала принимать православие, а это делало свадьбу невозможной.
Не скрывал Николай и того, что им с Матильдой придется расстаться, если Алиса ответит согласием. При этом он искренне любил обеих девушек. О его чувствах можно судить по записи, сделанной в апреле 1892 г.:
Я никогда не думал, что два одинаковых чувства, две любви одновременно совместимы в душе… я люблю Аликс Г. и постоянно лелею мысль… когда-нибудь жениться на ней!.. А с лагеря 1890 г. по сие время я страстно полюбил (платонически) маленькую К. Удивительная вещь наше сердце! Вместе с тем я не перестаю думать об Аликс.
Кшесинская понимала шаткость своего положения, но терпела, ведь сильно любила цесаревича. Она радовалась, что Николаю не удается получить согласие от Алисы. В августе 1892 г. Матильда написала ему в письме:
Я все думаю о Твоей свадьбе. Ты сам сказал, что до свадьбы Ты мой, а потом… Ники, Ты думаешь мне легко это было услышать? Если бы Ты знал, Ники, как я Тебя ревную к А., ведь Ты ее любишь? Но она Тебя, Ники, никогда не будет любить как любит Тебя Твоя маленькая Панни!
Все девушки ходят по утрам за грибами
В восемь лет Матильду, как и старших сестру и брата, определили в Санкт-Петербургское Императорское театральное училище. Это было закрытое учебное заведение, но Кшесинским позволялось жить дома с родителями и приходить только на занятия. Мальчики и девочки учились раздельно, однако «всё же происходили лёгкие флирты, которые иногда принимали характер настоящей любви, несмотря на строгий, почти монастырский режим школы», — вспоминала Матильда.
Своего первого мужчину она совратила в 14 лет. Это был англичанин Макферсон. Он не сильно ей нравился, и Матильда всего лишь кокетничала с ним, но однажды имел глупость приехать к ней на день рождения со своей невестой. Это покоробило Кшесинскую, и она решила отомстить. «Выбрав время, когда мы все были вместе и его невеста сидела рядом с ним, я ненароком сказала, что люблю по утрам до кофе ходить за грибами, — писала Кшесинская в своих мемуарах.— Он любезно спросил меня, не может ли пойти со мной. Этого мне только и нужно было — значит, клюнуло. Я ответила в присутствии невесты, что если она даст ему разрешение, то я ничего не имею против. Так как это было сказано в присутствии всех гостей, то ей ничего не оставалось, как дать требуемое согласие. На следующее утро мы отправились с Макферсоном в лес за грибами».
Похода за грибами было достаточно, чтобы англичанин забросил свою невесту и принялся ухаживать за Матильдой. Но он её не интересовал: ей хватило того, что она расстроила свадьбу. Впрочем, можно предположить, что Макферсон и сам не сильно хотел жениться, если отпрашивался у своей невесты ходить по утрам с малознакомыми девушками за грибами.
Вопреки нумерации. В XXI веке трудно поверить, что в молодости Матильда официально именовалась «Кшесинская II» (из-за того, что её старшая сестра Юлия раньше начала карьеру к балерины). Оставаться на вторых ролях она не собиралась.
Стоимость экскурсий 2024 — Что входит
Групповые экскурсии в бывшем особняке Матильды Кшесинской, расположенном по адресу Кронверкский проспект, 1, стоят 1100 руб., школьный, пенсионный, студенческий билет — 970 руб. Индивидуальный формат — 8400 руб. Посетители младше 18 лет, инвалиды I и II группы посещают дом Кшесинской на льготных условиях. Бесплатно изучать экспозиции музея политической истории предлагается детям младше 7 лет.
Кроме главной выставки, организованной в особняке Матильды Кшесинской, музей политической истории РФ располагает двумя филиалами в СПб:
- доходный дом Фитингофа на Гороховой улица, 2 располагает мемориальным кабинетом Феликса Дзержинского;
- деревянный купеческий особняк на улице Болотной представляет интерактивные экспозиции Детского музейного центра исторического воспитания.
Стоимость стандартного билета на Гороховой — 200 рублей; Болотной 350 руб.
Россия на пути модернизации
Экспозиция посвящена переломным событиям отечественной истории XIX-XX веков: отмене крепостного права, зарождению парламентаризма в СПб, развитию рабочего, революционного движений. На конституционной арене прославлялись имена Витте, Столыпин, тайная полиция придерживалась авторитарного режима, в газетных заметках, публичных «кружках» вершились судьбы страны.
Среди уникальных предметов любопытны каторжные кандалы Чернышевского, веревка со смертной казни революционерки Софьи Львовны Перовской, организовавшей покушение на Александра II
Внимание туристов также привлекает самодельное оружие революционеров 1905–1907 гг. На витринах хранятся эксклюзивные находки, включая детские кубики, скрывающие внутри газету «Искра» для контрабандной поставки
Особняк Кшесинской — величайший образец «северного модерна»
Изящный особняк, построенный в 1904-1906 гг. архитектором фон Гогеном для прославленной балерины императорского театра, является старейшим зданием Троицкой площади в СПб. Игривая асимметрия, строгая элегантность, плавные линии, изящные фасады выдают характерный для маэстро стиль модерн. Выразительно смотрится на экскурсии буйство красок отделочных материалов: алые, серые гранитные плиты, кирпичная облицовка светлых тонов, синяя майолика, кованые орнаменты. Придомовой сад, ограждение, угловая беседка создают ощущение уютной камерности.
На месте особняка Кшесинской в XIX столетии находилась непримечательная деревянная постройка на каменном полуподвале, принадлежавшая супруге штабс-капитана Артемьевой. Угловым участком владела купчиха Алекина. Недвижимость, смежная к двухэтажной деревянной постройке по Кронверкскому проспекту, временно передано по исполнительному документу статскому советнику В.Н. Охотникову.
Весной 1904 года ближайшие к Неве участки выкупила Кшесинская. Изначально покупка была оформлена на доверенное лицо прима-балерины, философа А.Э. Коллинса. Официальные документы на истинную владелицу переоформлены осенью 1905 г.
Согласно «Воспоминаниям», Кшесинская стремилась возвести удобный, просторный особняк в СПб для болезненного сына. Балерина ютилась в ветхой постройке на Английском проспекте среди дымящих труб, шумных цехов, фабрик. Фон Гоген получил возможность реализовать особняк в новом для СПб стиле — модерн. Результат отражает органическую целостность внутренней, внешней композиции, единство функций, изысканную ясность, геометрическую четкость. В 1907 году в номинации лучших фасадов особняку Кшесинской присудили второе место.
Градостроительная обстановка способствовала свободному расположению особняка. Открытая угловая часть не затенялась окружающими постройками. Архитектор отказался выделять парадный фасад, четко обозначив в динамически сложной композиции функциональные части. На Кронверкский проспект обращена небольшая фасадная часть, остальная постройка — в саду. Жилые комнаты расположены на солнечной стороне. В северной части находится лестница, уборные.
Снаружи многоугольная башня с куполом акцентирует выступающие вперед двухэтажные объемы. Одноэтажное крыло с параллельными анфиладами словно врастает в основную постройку. Разнообразие пропорций, форм соответствует назначению комнат. Пять больших окон выдают парадный зал. Угловой прозрачный объем с кованым фонариком присущ зимнему саду.
Цокольной отделкой послужил красный валаамский гранит «скальной» фактуры. Яркая облицовка отделена от основного массива широкой линией серого гранита. Далее — светлый зигерсдорфский кирпич, придающий изысканной легкости фасаду. Чернильные керамические фризы украшены металлическими узорами. Декоративные детали в сочетании с колпаками дымоходов положили начало культуре «хай-тэк».
Продолжение знакомства
Следующая встреча Кшесинской и цесаревича состоялась спустя несколько месяцев. Летом 1890 г. выпускницу училища зачислили в труппу Мариинского театра. В начале июля девушка отправилась с выступлениями в Красное село. Узнав, что на представлении будет Николай Романов, она обрадовалась. Ее запись в дневнике, датированная 4 июля 1890 г., гласит:
Итак, первый спектакль был для меня удачен: я имела успех и видела Наследника.
Через день цесаревич снова побывал в театре. Тогда он впервые упомянул в дневниковых записях Матильду: «После обеда поехали в театр. Положительно, Кшесинская 2-я меня очень занимает» (Кшесинской 1-ой называли Юлию, старшую сестру Матильды, которая тоже выступала в балете).
Юлия Кшесинская, сестра Матильды
Тем летом будущий император регулярно посещал Красносельский театр, а юная балерина старалась чаще мелькать перед ним, чтобы привлечь его внимание. Он видел Матильду, обменивался с ней смущенными улыбками, но завести разговор не осмеливался
Свои чувства цесаревич доверял лишь дневнику, в котором писал, что юная балерина ему «положительно, очень нравится».
Музей политической истории России
К 2013 году музей обновили — открыли экспозицию «Человек и власть в России в XIX–XXI столетиях» и современный атриум, обновили инфраструктуру. Сегодня это главное здание Государственного музея политической истории России. Основная экспозиция называется «Человек и власть в России в XIX – XXI столетиях» и рассказывает историю двух веков через судьбы людей у власти. На первом этаже вы сможете узнать о событиях и героях XIX —начала ХХ веков, на втором — о советском и постсоветском времени.
Музей выглядит современно и технологично. Для знакомства с экспозицией используют мультимедийные технологии, поэтому ходить по залам интересно. Сама экспозиция тоже интерактивна и позволяет погрузиться в исторический процесс и прочувствовать его — от Александра I до современности. Периодически проходят временные выставки. Например, сейчас это выставка к 100-летию со дня смерти В. И. Ленина «Увековечить образ». В атриуме располагается постоянная экспозиция «Матильда Кшесинская: фуэте судьбы», посвящённая хозяйке особняка. Из её личных вещей сохранилось всего одно платье, однако посетители могут посмотреть документальные фотографии.
В музее есть кафе, что, по словам сотрудников, большая удача, ведь в исторических зданиях непросто проектировать инфраструктуру и прокладывать маршруты в помещениях, которые не были предназначены для массового посещения.
Стоимость билетов: билет для взрослых — 350 ₽, студентов и курсантов — 200 ₽, лиц в возрасте 7-17 лет и пенсионеров — 150 ₽ и инвалидов I и II групп, сопровождающих — 100 ₽.Расписание работы музея: по понедельникам, вторникам, пятницам, субботам и воскресеньям с 10:00 до 18:00, по средам с 10:00 до 20:00, в четверг — выходной. Касса закрывается за час до конца работы.
Адрес: улица Куйбышева 2-4, вход с Кронверкского проспекта
Фото: Ольга Сафонова / Горбилет
Хождение по мукам
Поразительно, что Кшесинская (как, впрочем, и все царское семейство), будучи осведомленной о положении в стране гораздо больше других, надвигавшуюся революционную грозу заметила слишком поздно. Хоть и старалась делать вид, что живет интересами государства. Когда началась война, открыла собственный лазарет на 30 коек для раненых солдат, два года щедро его содержала, даже на театр военных действий съездила.
Убийство Распутина она восприняла как чудовищное преступление перед царской семьей. Отречение государя просто не умещалось в ее голове: как такое допустил верноподданный народ? А революционные массы заметила только в момент, когда шальные пули в ее зимнем саду побили стекла…
Лишившись крыши над головой и всего нажитого добра, почти полгода Кшесинская с сыном ютилась по чужим углам друзей и поклонников, пока наконец решилась уехать на юг, надеясь хотя бы там укрыться от всяких потрясений.
Украшение балета
Еще на выпускном концерте-спектакле Императорского театрального училища ее выделил среди десятка учениц Александр III, лично поздравивший начинающую балерину. Император произнес слова, ставшие пророческими: «Будьте славой и украшением нашего балета!»
Это только подстегнуло мечту Малечки (как ее тогда называли) породниться с царской фамилией. А дальше был ужин выпускниц, устроенный императором, и Кшесинская оказалась рядом с самим наследником престола, юным цесаревичем Николаем Александровичем (будущим Николаем II).
Государь-отец шутливо погрозил юной паре пальцем: «Только не флиртуйте слишком». Но разве возможно остеречь молодость… Малечка влюбилась в цесаревича с первой встречи. Роман их длился недолго, зато Кшесинская оказалась у Николая первой женщиной, одарившей его чувственным опытом.
Прошел год, ее Ники обвенчался с будущей императрицей принцессой Алисой Гессенской. Убитая горем Малечка все же стойко выдержала этот первый удар в ее жизни.
Личная жизнь Матильды Кшесинской
Личная жизнь знаменитой артистки балета была полна интриг и тайн. Главной из них является роман с наследником Российского престола цесаревичем Николаем, повлиявший на всю дальнейшую жизнь танцовщицы.
Матильда Кшесинская
В 1892 году Матильда познакомилась с молодым цесаревича . Это произошло на праздничном ужине по случаю выпускного в Императорском театральном училище.
Танцовщица была возлюбленной последнего императора Российской Империи
Миниатюрная девушка сразу привлекла внимание наследника. Но из-за врожденной застенчивости, Николай не мог открыл ей своих чувств
Балерина, напористая и уверенная, взяла инициативу в свои руке и буквально влюбила в себя наследника престола.
Влюблённые стали тайно встречаться. Цесаревич посещал практически все выступления балерины. Отношения пары развивались стремительно. По приказу Николая для девушки был куплен особняк, где влюблённые могли встречаться, не боясь осуждения посторонних. Оба понимали — отношения рано или поздно должны закончиться, ведь наследник целой империи не сможет стать мужем простой балерины.
По слухам, родители цесаревича одобряли его связь с артисткой балета, и даже обеспечивали сына деньгами на подарки для возлюбленной.
Матильду называли любимой женщиной дома Романовых width=
Императора Александра волновало, что его сын был слишком скромен и не умел общаться с противоположным полом.
По слухам, царская семья благосклонно относилась к роману наследника
«Помочь» наследнику стать уверенным должен был роман с молодой танцовщицей.
Цесаревич Николай и принцесса Алиса
В 1894 году цесаревич прекратил отношения с девушкой. Причиной стала помолвка и дальнейшая женитьба на принцессе Алисе. Наследник, не забыл бывшую возлюбленную и попросил своего родственника, великого князя Сергея «присмотреть» за ней. Сергей Михайлович стал другом и покровителем танцовщицы на долгие годы.
В своих мемуарах артистка балета утверждала, что император Николай всю свою жизнь любил только её, а брак с принцессой был заключён исключительно из чувства долга.
После разрыва с наследником танцовщица полностью погрузилась в работу. Матильда постоянно совершенствовала свою технику танца, посещая уроки лучших педагогов балета. Однако злые языки связывали невероятный успех балерины только с влиянием знатных покровителей.
Характер Кшесинской нельзя было назвать простым. Артистка балета была весьма вспыльчивой и своенравной натурой. Одним из неприятных случаев в её биографии является конфликт с директором Императорских театров. Тогда балерина заменила неудобный костюм, выданный администрацией, на свой собственный. Девушка получила крупный штраф, но смогла обжаловать решение в свою пользу. Дело приняло серьёзный оборот и вылилось в настоящий скандал.
Через шесть лет после разрыва с цесаревичем в личной жизни Матильды Кшесинской появилась новая любовь — князь Андрей Романов.
Князь Андрей Владимирович Романов
Роман, вспыхнувший между танцовщицей и Андреем Владимировичем, перерос в сильное глубокое чувство привязанности и любви. Через год после знакомства, в 1901 году, пара отправилась в путешествие по Европе. По пути в России женщина поняла, что ждёт ребёнка.
На протяжении многих лет ходили слухи, что танцовщица родила двоих детей от цесаревича Николая. Их женщина спрятала от глаз недоброжелателей в родной Польше. По слухам, балерина надеялась, что её дети смогут в будущем претендовать на российский престол. До сих пор появляется информация о якобы потомках детей Матильды Кшесинской. А «родственники» балерины придумывают невероятные версии своего происхождения. Однако ни одна из них не нашла своего подтверждения, и единственным ребёнком женщины считается сын от князя Андрея.
Летом 1902 года родился единственный сын Матильды Кшесинской. Танцовщица назвала мальчика Владимиром. Через девять лет по указу императора, мальчик получил отчество Сергеевич.
Князь Сергей искренне любил Матильду
Тем самым великий князь Сергей признал ребёнка от артистки балета и усыновил его.
Привет с того света
Когда за границей были изданы дневники Николая II, Матильда Феликсовна прочитала их со слезами на глазах: многие строки, кратко записанные ее Ники, — и в бытность наследником, и на троне были понятны только ей одной…
Она сама села за воспоминания в начале 1950-х. Память Кшесинской, несмотря на возраст, была отменной. Могла, конечно, ошибиться — написала, например, что за окончание балетного училища ее наградили Полным собранием сочинений Лермонтова, а на самом деле это был увесистый однотомник Тургенева.
Но в других мелочах была предельно точна — реестр подаренных ей государем, великими князьями и прочими вельможными воздыхателями ювелирных изделий и драгоценностей поражает воображение (только раритетов от Фаберже хватило бы на роскошную музейную экспозицию).
«Это было просто ужасно…»
Через несколько дней после бегства Кшесинская несколько успокоилась и начала искать возможность вернуть особняк. Задействовав знакомства, она вышла на одного из депутатов Петросовета, который согласился поехать с ней и попытаться выяснить ситуацию. В доме они обнаружили полный разгром: «Мне предложили потом подняться в мою спальню, но это было просто ужасно, что я увидела: чудный ковёр, специально мною заказанный в Париже, весь был залит чернилами, вся мебель была вынесена в нижний этаж, из чудного шкапа была вырвана с петлями дверь, все полки вынуты, и там стояли ружья, я поспешила выйти, слишком тяжело было смотреть на это варварство. В моей уборной ванна-бассейн была наполнена окурками. В это время ко мне подошёл студент Агабабов, который первым занял мой дом и жил с тех пор в нём. Он предложил мне как ни в чем не бывало переехать обратно и жить с ними и сказал, что они уступят мне комнаты сына. Я ничего не ответила, это уже было верхом нахальства… Внизу, в зале, картина была не менее отвратительна: рояль Бехштейна красного дерева был почему-то втиснут в зимний сад, между двумя колоннами, которые, конечно, были сильно этим повреждены».
Интерьер особняка. (Wikimedia Commons)
Кшесинская обратилась к Керенскому (на тот момент министру юстиции Временного правительства), но тот отказался вмешиваться, упирая на то, что попытка освободить особняк закончится кровопролитием. Оставался формальный путь — суды ещё действовали.
Поверенный Кшесинской, очень опытный адвокат Владимир Савельевич Хесин, обратился с прошением к столичному мировому судье 58-го участка Михаилу Гавриловичу Чистосердову о выселении из дома по Б. Дворянской ул., 2/1, следующих ответчиков: Центрального комитета социал-демократической рабочей партии (они вселились в особняк позже остальных), Петроградского комитета социал-демократической рабочей партии, Центрального бюро профессиональных союзов, Петроградского районного комитета партии социалистов-революционеров и Клуба военных организаций, а также трёх частных лиц: кандидата прав В. И. Ульянова («литературный псевдоним — Ленин», как указано в исковом заявлении), помощника присяжного поверенного С. Я. Богдатьева и студента Горного института Г. О. Агабабова.