Анна павлова. парящий белый лебедь русского балета. 1 часть

Неумирающий лебедь русского балета – анна павлова

Дандре

Анна Павлова отдала свое сердце красавцу образованному Виктору Дандре. Он носил титул барона и был богатым коллегиальным советником и сенатским чиновником.

Виктор любил балет. А как блестяще он ухаживал за молодой Анной! Он всегда ждал ее в карете после представления. Он балует себя цветами, подарками, ресторанами и прогулками по городу.

Об их отношениях ходит несколько слухов. Сам Дандре уверял всех в полной идиллии, немного сетуя на взрывной характер Анны. Другие биографы утверждают, что это была жертвенная любовь.

Павлова любила Дандре. И он использовал это. Именно поэтому его «умирающий лебедь» выражал столько боли.

Умирающий лебедь

“Лебедь” стал символом балерины Анны Павловой. Именно в ее репетиционном зале на Офицерской улице (сейчас улица Декабристов) Михаил Фокин поставил знаменитого “Умирающего лебедя” для Павловой.

Фокин много лет был влюблен в Анну. Но она относилась к нему как к дорогому другу.

Костюм лебедя был создан Леоном Бакстом. А Павлова приколола алую брошь, которая символизировала рану птицы. Но сам образ родился из печали и тоски в душе Анны по поводу непростых взаимоотношений с Виктором Дандре.

Костюм умирающего лебедя:

Партия умирающего лебедя в исполнении Анны Павловой:

https://youtube.com/watch?v=ou6rlB7n9to

Чудесная и прекрасная Анна Павлова поменяла Русский балет. Именно после нее появился некий эталон балерины. Хрупкой и худой танцовщицы, которая состоит из утонченности и возвышенности.

Спасибо за ваше потраченное время

Виктор Дандре

Как у каждой примы-балерины, у Павловой не было недостатка в поклонниках. Однако она не спешила сближаться с кем-либо и не собиралась становиться содержанкой – собственное происхождение не забывалось.

Между тем, когда в жизнь Анны вошел потомок старинного аристократического, рода Виктор Дандре, она не смогла устоять перед импозантным бароном. Он снял для нее роскошные апартаменты – о связи Дандре и Павловой знала вся столица. Между тем, двусмысленность положения угнетала Анну, и в 1909 году она порвала отношения.

В 1911 году Дандре попал под суд из-за финансовых проблем, и ему грозило пожизненное заключение в долговой тюрьме. Узнав об этом, Павлова, находившаяся в Париже, спешно покинула “Русские сезоны”, и заключила поистине кабальный договор с одним из английских театров. Получив нужную сумму, она передала ее Дандре, и тем самым, помогла ему избежать тюрьмы. Их отношения возобновились.

Императорская балетная школа

Однажды мама Анны устроила ей сюрприз и сводила ее на балет. Тогда давали “Спящую красавицу”. Именно это представление разожгло огонь любви к искусству у маленькой Нюры.

И решила она поступать в Императорскую балетную школу в возрасте 8 лет. Но девочку тогда не взяли по медицинским показателям, так как она была физически очень слабой.

Через 2 года в 1891 году 10-летняя Нюра решила снова испытать судьбу. Из 100 девочек должны были отобрать всего 7-8 для обучения. И маленькая худенькая Анна в простом платьице однажды услышала свою фамилию.

В балетной школе Павловой очень нравилось учиться. Комнаты девочек были на 2 этаже. А комнаты мальчиков на 3. Но общение между ними было категорически запрещено. Встречались они только на некоторых занятиях по танцам.

На протяжении всей жизни ее педагогами были: Александр Облаков, Екатерина Вазем, Павел Гердт, Евгения Соколова, Мариус Петипа, Энрико Чекетти.

Анна Павлова — выдающаяся танцовщица

Количество ее гастролей было настолько велико, что превышало турне любой другой балерины ее времени. За двадцать два года постоянных поездок, она преодолела пятьсот тысяч миль по суше и по морю, танцуя не только на сценах больших городов, но и в селениях, у сборщиков фруктов в Калифорнии, у мормонов, в ангарах аэропортов, и даже на товарных складах. В 1925 году балерина дала двести тридцать восемь представлений и износила две тысячи пар балетных туфель.

Еще будучи ребенком, Анна Павлова твердо решила стать выдающейся танцовщицей. В десять лет она поступила в Императорскую балетную школу. Порядки там были строгие: после того, как одна ученица сбежала с офицером, учениц перестали отпускать домой на летние каникулы. В свободное же от репетиций время девочки вышивали или читали книги, из строго утвержденного списка. Будущая звезда балета терпеливо сносила железную дисциплину и суровый устав, а после ее окончания Павлову ждал Мариинский театр. Премьера в нем состоялась, когда балерине было шестнадцать лет.

Анна Павлова с лебедем. (wikipedia.org)

Поначалу ее образ казался не очень привлекательным: сорок четыре килограмма веса, никакой женской стати, и никакой округлости форм, высокий лоб и нос с легкой горбинкой. Однако ее глаза, цвета спелой вишни, так же как и тонкие руки — были довольно выразительными. А ее сбивчивая, щебечущая речь, ребячливая веселость быстро располагала. Тонкая щиколотка, высокий подъем ноги, хрупкое телосложение — все это выделяло Анну среди других балерин. К тому же, она была трудолюбива и упорна, а ее парящие прыжки, полная отдача танцу, поразительные импровизации на ходу делали каждое выступление незабываемым.

Позже ей был присвоен титул «балерина», которым в двадцатые годы награждались только самые выдающиеся танцовщицы. Только пять выпускниц, в России того времени, получили это почетное звание. Студенты то и дело нанимались рабочими сцены, чтобы хоть немного посмотреть на гениальную Павлову вблизи. А когда Анна выходила из театра после спектакля, балетоманы усаживали ее на стул и с криками «браво!» доносили до экипажа. Куда бы ни приезжала Анна Павлова, она завоевывала сердца публики. Например, однажды в Индии, по окончании спектакля, все зрители встали на колени и подняли вверх руки. Мексиканцы, в знак восхищения, бросали к ее ногам сомбреро. В Австралии придумали роскошный десерт «торт Павлова». Сам монарх Испании слал ей букеты, а в Голландии вывели нежнейшие белые тюльпаны и назвали сорт «Анна Павлова».

Кшесинская

Павлова была дружна с Матильды Кшесинской. Прима-балерина оказывала покровительство молодой корифейке. Она часто приглашала ее на званный ужин в свой особняк, где они вместе рассматривали украшения. А также осыпала Анну хорошими подарками.

Кшесинская презентовала Павловой карандаш из платины с бриллиантами и рубинами и сказала: «Аннушка, эта маленькая вещица ничего не стоит по сравнению с тем, что ты могла бы иметь, будь у тебя щедрый возлюбленный».

Матильда Феликсовна Кшесинская

Матильда познакомила Нюру с великим князем Борисом Владимирович (братом ее будущего мужа Андрея Владимировича). Но юная балерина всячески отказывалась от покровительства представителя царской родословной.

Как-то перед спектаклем Матильда Феликсовна кивнула в сторону Бориса Владимировича и сказала: «Смотри, Аннушка, не упусти!»

Но ни катание за городом, ни посещения ресторанов или театров не смогли привлечь внимание Павловой

Борис Владимирович

Новые публикации

Кости Хейсканен (Финляндия): Чем больше ты «русофобишь», тем богаче у тебя кошелёк 25.03.2024

В приграничных районах Финляндии резко сократилось население, закрываются магазины, школы, население бросает свои дома из-за отсутствия работы. Финский журналист Кости Хейсканен рассказал, как обернулись дела в Финляндии из-за разгула русофобии и почему при всём том политики не намерены сворачивать с антироссийского курса.

Знай наших! Русско-немецкий экспрессионист Алексей фон Явленский 25.03.2024

25 марта исполняется 160 лет художнику Алексею Георгиевичу Явленскому. Имя художника лучше известно за пределами России, однако, если присмотреться, его работы легко могут встать в один ряд с картинами русских модернистов. Не стоит также забывать, что в группу немецких экспрессионистов «Синий конь», кроме Явленского, входил и его близкий друг, знаменитый абстракционист Василий Кандинский.

Почему Россия и Китай «запрограммированы сотрудничать»? 22.03.2024

В МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол «Россия – Китай: стратегическое партнёрство и глобальные вызовы». Дискуссия стала продолжением цикла образовательно-экспертных мероприятий «Новые горизонты сотрудничества России со странами Ближнего Востока и Африки».

Знай русский! Пошли или пойдём? Ехай или поезжай? 22.03.2024

Как правильно сказать при побуждении кого-либо следовать за вами: пошли или пойдём, пошлите или пойдёмте? Приведённые формы активно бытуют как в устной, так и в письменной речи, но все ли они соответствуют грамматическим нормам?

Русский язык vs чиновничий произвол 21.03.2024

В последнее время в Кыргызстане регулярно возникают споры о роли и статусе русского языка. Президент страны чётко ответил на этот вопрос: что в республике нужен русский язык, и его надо развивать. Особый официальный статус русского языка также зафиксирован в законе и Конституции.

Бамбара на русском. В Мали интерес к языку Пушкина огромен 19.03.2024

В Русском доме в столице Мали Бамако прошла презентация учебника русского языка как иностранного (РКИ), адаптированного для западноафриканского языка бамбара (бамана). Новое пособие позволит малийцам осваивать русский язык без французского посредника, что ускорит и облегчит процесс.

Русист из Колумбии: Выпускникам российских вузов проще найти хорошую работу 19.03.2024

«Именно язык Пушкина будет объединять Россию с другими народами планеты», –  пишет в своем эссе «Пушкин – наше всё. И что? Нужен ли русский гений новому поколению?» на XXIV Международный Пушкинский конкурс «Российской газета» русист из Колумбии Дина Максимова.

Знай русский! 10,5 миллиона или миллионов просмотров? 19.03.2024

Как грамотно заявить о количестве просмотров на своей странице в социальной сети? Почему нельзя сказать «четверо подписчиц»? Верно ли написание «десяти миллионный пользователь»? Предлагаем вспомнить основные правила, которые необходимо знать при употреблении числительных.

Происхождение

Самая загадочная часть жизнеописания балерины связана с отцом. Биографы располагают точными сведениями лишь о матери, Любови Федоровны Павловой. Известно, что она была прачкой и служила горничной.

Любовь Федоровна с маленькой Аней

По одной версии, женщина имела связь с владельцем прачечной Шабтаем Шамашем, от которой в 1881 году родилась девочка. По другой – отцом Анны был банкир Лазарь Поляков, по третьей – солдат из крестьян Матвей Павлович Павлов, служивший в Преображенском полку в Петербурге и умерший, когда Анне было два года.

Известно лишь, что отец дочку не признал, но дал хорошие “отступные”, которых хватило Любови Федоровне на покупку дома в поселке Лигово под Петербургом и собственной прачечной, а также помог оформить фиктивное отцовство. В метрике значилось, что Анна – дочь Матвея Павлова. Однажды девочка все же узнала о том, что настоящий отец отказался от нее до рождения. Это известие весьма болезненно отозвалось в ее душе и повлияло на всю последующую жизнь.

Последние годы жизни

Дандре и Павлова не имели собственных детей, но в местечке Сен-Клю под Парижем они создали приют для русских девушек-эмиграток, который стал для них семьей.

С 1929 года балерину стали мучить боли в колене, ей требовались отдых и лечение. Однако плотный график гастролей не позволял артистке расслабиться, и она продолжала работать. Словно предчувствуя скорую кончину, однажды она сказала: “Так и умру на бегу”.

В январе 1931 года Павлова отправилась в Голландию. Во время переезда через Францию поезд попал в аварию. С верхней полки упал чемодан и травмировал Анне ребра. Полсуток она добиралась до ближайшей станции, сильно промерзла, слегла с воспалением легких, и через пять дней скончалась, не дожив до 50-летия меньше месяца.

Детство

Анна Павлова родилась 12 февраля 1881 года недалеко от Петербурга. Они жили вместе с матерью Любовью Федоровной. А об отце девочки ходит несколько слухов.

  1. Любовь Федоровна фиктивно вышла замуж за отставного офицера Преображенского полка Матвея Павлова. Вместе они не жили, девушка его не знала. Но она носила отчество Матвеевна.
  2. Любовь Федоровна служила у Поляковых, где у нее был роман с главой семьи Лазарем. А потом она забеременела от своего хозяина и внезапно исчезла.

Отчество Матвеевна Анна не любила. И вскоре она стала Анной Павловной Павловой. Это было своего рода сценическим псевдонимом.

Анна с мамой Елизаветой Федоровной

Девочка чувствовала очень тесную связь с бабушкой. И он любил бывать у нее в деревне Лигово (Ленинградская область). Ребёнок был очень слаб. А чистый воздух и леса помогли ей окрепнуть.

Маленькая Нюрка, как ее звали в семье, уже чувствовала тесную связь с природой. Он проводил часы на полянах и опушках, любуясь цветами.

Дом в Лигове, где прошло детство Анны.

Как узнать номер владельца

Мариинский театр – начало карьеры

В “Мариинке” Анна Павлова была занята в спектаклях, которые ставил гениальный Мариус Петипа – это наложило неизгладимый отпечаток на ее личность и творчество. Она танцевала в “Эсмеральде”, “Жизели”, “Спящей красавице”– сбылась детская мечта!

Вторым человеком, оказавшим решающее влияние на формирование балерины, стал ее давний партнер Михаил Фокин. Они познакомились в хореографическом училище – Фокин учился на год старше. Некоторое время Анна и Михаил были партнерами, но затем он стал сам ставить танцы. Ему принадлежит постановка многих номеров, которые сделали Павлову чрезвычайно популярной, и в первую очередь, – знаменитого “Лебедя” на музыку Сен-Санса.

Известность Павловой росла, и с 1908 года началась ее активная гастрольная жизнь. Она участвовала в “Русских сезонах” в Париже, выступала в Великобритании, Германии, Бельгии и скандинавских странах  – король Швеции чествовал балерину во дворце. Для работы в Мариинском театре времени оставалось все меньше.

Детство и отрочество

В детстве Аня с мамой жила в Лигово и в столице. Как позднее вспоминал сын Полякова, девочка много времени проводила в их семье. Лазарь Соломонович также позаботился и об образовании Анны.

В автобиографии Анна Матвеевна писала, что решение стать танцовщицей родилось у нее в 6-летнем возрасте, после того, как мама взяла ее на балетный спектакль “Спящая красавица”, потрясший девочку. Любовь Федоровна решила помочь дочке воплотить мечту, и отдала в балетную школу Императорского театрального училища, куда Аня после неоднократных попыток поступила в 1891 году. В своих воспоминаниях артистка сравнивала порядки, царившие в училище, с монастырскими.

А. Павлова среди учениц хореографического училища

Здесь за прямую спину и худобу одноклассницы звали Аню шваброй, да и вообще недолюбливали за замкнутый и малообщительный характер, а преподаватели, Екатерина Вязем и Александр Облаков, жалели за те же качества. О ней говорили, что девочка способная, но уж очень слаба физически. Чтобы укрепить кости, ей давали рыбий жир.

Интересно, что во время учебы будущую гениальную балерину называли “Вторая Павлова” – первой была студентка по имени Вера Павлова, известность которой впоследствии не шла ни в какое сравнение с Анной. Между тем, по своей природе Аня вовсе не была второй. Напротив, она стремилась лидировать, упорно занималась по восемь часов в день, в 1899 году с отличием окончила училище и была зачислена в труппу Мариинского театра.

разместить на картах

Виктор снял для Анны квартиру в доходном доме П. И. Кольцова (в народе «Сказочный дом») на углу ул. Декабристов, 60 и Английского проспекта, 21.

Ранее:

В настоящее время:

Здесь было все: и богатое убранство, и нарядная дамская уборная (как будто здесь жил настоящий человек). Также была оборудована чистая испытательная комната. На одной стене висел портрет великой балерины Марии Тальони, которой восхищалась Анна. А с другой стороны портрет хозяина квартиры в полный рост.

В прихожей была также причудливая изразцовая печь. Он был расписан императорскими коронами с фризом танцующих нимф.

«Русские сезоны» Дягилева: успех Анны Павловой

В 1908 году балерина начала активно гастролировать за границей. Мировую известность она получила в Париже, став главной участницей и любимицей публики всех «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Анна Павлова мечтала, чтобы весь мир узнал о русском балете. Поэтому, в 1910 году, балерина создала свою труппу, с выступлениями которой побывала в самых разных уголках мира. Специально для нее, русский хореограф Михаил Фокин сочинил знаменитого «Умирающего лебедя» на музыку К. Сен-Санса. Она танцевала в его «Павильоне Армиды» Н. Н. Черепнина, в «Египетских ночах». Не помышляя о новаторстве и низвержении эстетики прошлого, одним своим обликом, манерой танца она реформировала балет, изменила отношение к нему во всем мире.

Характер Анны Павловой, как и у многих людей сцены, был противоречивый. Настроение могло меняться часто — от эмоциональной стабильности до нервного срыва. Между тем, балерина всегда оставалась верной искусству и полностью растворялась в танце. Она могла выйти на сцену совершенно больной, с температурой, а один раз вышла со сломанной ногой. И танцевала в полную силу, по словам очевидцев. Она считала, что искусство несет только прекрасное, и зритель не должен видеть на сцене смертного человека с его проблемами. Именно по этой причине, Анна Павлова отказалась от операции, когда простудилась и заболела плевритом. Ведь ей предстоял спектакль, который она не могла отменить, а болезнь, в свою очередь, оказалась смертельной. Не дожив до своего пятидесятилетия, балерина ушла.

Чарли Чаплин и Анна Павлова. (wikipedia.org)

Она объездила весь мир, но любила только Россию и еще немного- Англию. Анна Павлова даже держала русского повара, который готовил ей гречневую кашу, черный хлеб, и другие блюда, типичные для России. Она отмечала русское Рождество и, оказавшись в северных широтах, неизменно приказывала запрячь в повозку трех лошадей, чтобы было похоже на катание по снегу на тройке.

Стоит отметить, что значительную роль в становлении балерины сыграл потомок старинного французского рода — Виктор Дандре. Именно он вначале доставал для Анны ведущие партии, оплачивал хореографам постановки и покупал костюмы. Они ссорились, мирились, расставались, но всю жизнь шли по жизни вместе. Когда, в 1910 году, Дандре бежал из Петербурга, за обвинение в растрате средств., именно Анна помогла его вызволить и содействовала побегу за границу, заплатив огромную сумму. Возможно еще и поэтому она не щадила себя, контракты были кабальными, гастроли бесконечными и напряженными. За двадцать два года постоянных гастролей балерина дала почти девять тысяч спектаклей. После этого Дандре уже не вернулся в Россию, как собственно и Анна.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная красота
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: