Дандре
Анна Павлова отдала свое сердце красавцу образованному Виктору Дандре. Он носил титул барона и был богатым коллегиальным советником и сенатским чиновником.
Виктор любил балет. А как блестяще он ухаживал за молодой Анной! Он всегда ждал ее в карете после представления. Он балует себя цветами, подарками, ресторанами и прогулками по городу.
Об их отношениях ходит несколько слухов. Сам Дандре уверял всех в полной идиллии, немного сетуя на взрывной характер Анны. Другие биографы утверждают, что это была жертвенная любовь.
Павлова любила Дандре. И он использовал это. Именно поэтому его «умирающий лебедь» выражал столько боли.
Умирающий лебедь
“Лебедь” стал символом балерины Анны Павловой. Именно в ее репетиционном зале на Офицерской улице (сейчас улица Декабристов) Михаил Фокин поставил знаменитого “Умирающего лебедя” для Павловой.
Фокин много лет был влюблен в Анну. Но она относилась к нему как к дорогому другу.
Костюм лебедя был создан Леоном Бакстом. А Павлова приколола алую брошь, которая символизировала рану птицы. Но сам образ родился из печали и тоски в душе Анны по поводу непростых взаимоотношений с Виктором Дандре.
Костюм умирающего лебедя:
Партия умирающего лебедя в исполнении Анны Павловой:
https://youtube.com/watch?v=ou6rlB7n9to
Чудесная и прекрасная Анна Павлова поменяла Русский балет. Именно после нее появился некий эталон балерины. Хрупкой и худой танцовщицы, которая состоит из утонченности и возвышенности.
Спасибо за ваше потраченное время
Виктор Дандре
Как у каждой примы-балерины, у Павловой не было недостатка в поклонниках. Однако она не спешила сближаться с кем-либо и не собиралась становиться содержанкой – собственное происхождение не забывалось.
Между тем, когда в жизнь Анны вошел потомок старинного аристократического, рода Виктор Дандре, она не смогла устоять перед импозантным бароном. Он снял для нее роскошные апартаменты – о связи Дандре и Павловой знала вся столица. Между тем, двусмысленность положения угнетала Анну, и в 1909 году она порвала отношения.
В 1911 году Дандре попал под суд из-за финансовых проблем, и ему грозило пожизненное заключение в долговой тюрьме. Узнав об этом, Павлова, находившаяся в Париже, спешно покинула “Русские сезоны”, и заключила поистине кабальный договор с одним из английских театров. Получив нужную сумму, она передала ее Дандре, и тем самым, помогла ему избежать тюрьмы. Их отношения возобновились.
Императорская балетная школа
Однажды мама Анны устроила ей сюрприз и сводила ее на балет. Тогда давали “Спящую красавицу”. Именно это представление разожгло огонь любви к искусству у маленькой Нюры.
И решила она поступать в Императорскую балетную школу в возрасте 8 лет. Но девочку тогда не взяли по медицинским показателям, так как она была физически очень слабой.
Через 2 года в 1891 году 10-летняя Нюра решила снова испытать судьбу. Из 100 девочек должны были отобрать всего 7-8 для обучения. И маленькая худенькая Анна в простом платьице однажды услышала свою фамилию.
В балетной школе Павловой очень нравилось учиться. Комнаты девочек были на 2 этаже. А комнаты мальчиков на 3. Но общение между ними было категорически запрещено. Встречались они только на некоторых занятиях по танцам.
На протяжении всей жизни ее педагогами были: Александр Облаков, Екатерина Вазем, Павел Гердт, Евгения Соколова, Мариус Петипа, Энрико Чекетти.
Анна Павлова — выдающаяся танцовщица
Количество ее гастролей было настолько велико, что превышало турне любой другой балерины ее времени. За двадцать два года постоянных поездок, она преодолела пятьсот тысяч миль по суше и по морю, танцуя не только на сценах больших городов, но и в селениях, у сборщиков фруктов в Калифорнии, у мормонов, в ангарах аэропортов, и даже на товарных складах. В 1925 году балерина дала двести тридцать восемь представлений и износила две тысячи пар балетных туфель.
Еще будучи ребенком, Анна Павлова твердо решила стать выдающейся танцовщицей. В десять лет она поступила в Императорскую балетную школу. Порядки там были строгие: после того, как одна ученица сбежала с офицером, учениц перестали отпускать домой на летние каникулы. В свободное же от репетиций время девочки вышивали или читали книги, из строго утвержденного списка. Будущая звезда балета терпеливо сносила железную дисциплину и суровый устав, а после ее окончания Павлову ждал Мариинский театр. Премьера в нем состоялась, когда балерине было шестнадцать лет.
Анна Павлова с лебедем. (wikipedia.org)
Поначалу ее образ казался не очень привлекательным: сорок четыре килограмма веса, никакой женской стати, и никакой округлости форм, высокий лоб и нос с легкой горбинкой. Однако ее глаза, цвета спелой вишни, так же как и тонкие руки — были довольно выразительными. А ее сбивчивая, щебечущая речь, ребячливая веселость быстро располагала. Тонкая щиколотка, высокий подъем ноги, хрупкое телосложение — все это выделяло Анну среди других балерин. К тому же, она была трудолюбива и упорна, а ее парящие прыжки, полная отдача танцу, поразительные импровизации на ходу делали каждое выступление незабываемым.
Позже ей был присвоен титул «балерина», которым в двадцатые годы награждались только самые выдающиеся танцовщицы. Только пять выпускниц, в России того времени, получили это почетное звание. Студенты то и дело нанимались рабочими сцены, чтобы хоть немного посмотреть на гениальную Павлову вблизи. А когда Анна выходила из театра после спектакля, балетоманы усаживали ее на стул и с криками «браво!» доносили до экипажа. Куда бы ни приезжала Анна Павлова, она завоевывала сердца публики. Например, однажды в Индии, по окончании спектакля, все зрители встали на колени и подняли вверх руки. Мексиканцы, в знак восхищения, бросали к ее ногам сомбреро. В Австралии придумали роскошный десерт «торт Павлова». Сам монарх Испании слал ей букеты, а в Голландии вывели нежнейшие белые тюльпаны и назвали сорт «Анна Павлова».
Кшесинская
Павлова была дружна с Матильды Кшесинской. Прима-балерина оказывала покровительство молодой корифейке. Она часто приглашала ее на званный ужин в свой особняк, где они вместе рассматривали украшения. А также осыпала Анну хорошими подарками.
Кшесинская презентовала Павловой карандаш из платины с бриллиантами и рубинами и сказала: «Аннушка, эта маленькая вещица ничего не стоит по сравнению с тем, что ты могла бы иметь, будь у тебя щедрый возлюбленный».
Матильда Феликсовна Кшесинская
Матильда познакомила Нюру с великим князем Борисом Владимирович (братом ее будущего мужа Андрея Владимировича). Но юная балерина всячески отказывалась от покровительства представителя царской родословной.
Как-то перед спектаклем Матильда Феликсовна кивнула в сторону Бориса Владимировича и сказала: «Смотри, Аннушка, не упусти!»
Но ни катание за городом, ни посещения ресторанов или театров не смогли привлечь внимание Павловой
Борис Владимирович
Новые публикации
Кости Хейсканен (Финляндия): Чем больше ты «русофобишь», тем богаче у тебя кошелёк 25.03.2024
В приграничных районах Финляндии резко сократилось население, закрываются магазины, школы, население бросает свои дома из-за отсутствия работы. Финский журналист Кости Хейсканен рассказал, как обернулись дела в Финляндии из-за разгула русофобии и почему при всём том политики не намерены сворачивать с антироссийского курса.
Знай наших! Русско-немецкий экспрессионист Алексей фон Явленский 25.03.2024
25 марта исполняется 160 лет художнику Алексею Георгиевичу Явленскому. Имя художника лучше известно за пределами России, однако, если присмотреться, его работы легко могут встать в один ряд с картинами русских модернистов. Не стоит также забывать, что в группу немецких экспрессионистов «Синий конь», кроме Явленского, входил и его близкий друг, знаменитый абстракционист Василий Кандинский.
Почему Россия и Китай «запрограммированы сотрудничать»? 22.03.2024
В МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол «Россия – Китай: стратегическое партнёрство и глобальные вызовы». Дискуссия стала продолжением цикла образовательно-экспертных мероприятий «Новые горизонты сотрудничества России со странами Ближнего Востока и Африки».
Знай русский! Пошли или пойдём? Ехай или поезжай? 22.03.2024
Как правильно сказать при побуждении кого-либо следовать за вами: пошли или пойдём, пошлите или пойдёмте? Приведённые формы активно бытуют как в устной, так и в письменной речи, но все ли они соответствуют грамматическим нормам?
Русский язык vs чиновничий произвол 21.03.2024
В последнее время в Кыргызстане регулярно возникают споры о роли и статусе русского языка. Президент страны чётко ответил на этот вопрос: что в республике нужен русский язык, и его надо развивать. Особый официальный статус русского языка также зафиксирован в законе и Конституции.
Бамбара на русском. В Мали интерес к языку Пушкина огромен 19.03.2024
В Русском доме в столице Мали Бамако прошла презентация учебника русского языка как иностранного (РКИ), адаптированного для западноафриканского языка бамбара (бамана). Новое пособие позволит малийцам осваивать русский язык без французского посредника, что ускорит и облегчит процесс.
Русист из Колумбии: Выпускникам российских вузов проще найти хорошую работу 19.03.2024
«Именно язык Пушкина будет объединять Россию с другими народами планеты», – пишет в своем эссе «Пушкин – наше всё. И что? Нужен ли русский гений новому поколению?» на XXIV Международный Пушкинский конкурс «Российской газета» русист из Колумбии Дина Максимова.
Знай русский! 10,5 миллиона или миллионов просмотров? 19.03.2024
Как грамотно заявить о количестве просмотров на своей странице в социальной сети? Почему нельзя сказать «четверо подписчиц»? Верно ли написание «десяти миллионный пользователь»? Предлагаем вспомнить основные правила, которые необходимо знать при употреблении числительных.
Происхождение
Самая загадочная часть жизнеописания балерины связана с отцом. Биографы располагают точными сведениями лишь о матери, Любови Федоровны Павловой. Известно, что она была прачкой и служила горничной.
Любовь Федоровна с маленькой Аней
По одной версии, женщина имела связь с владельцем прачечной Шабтаем Шамашем, от которой в 1881 году родилась девочка. По другой – отцом Анны был банкир Лазарь Поляков, по третьей – солдат из крестьян Матвей Павлович Павлов, служивший в Преображенском полку в Петербурге и умерший, когда Анне было два года.
Известно лишь, что отец дочку не признал, но дал хорошие “отступные”, которых хватило Любови Федоровне на покупку дома в поселке Лигово под Петербургом и собственной прачечной, а также помог оформить фиктивное отцовство. В метрике значилось, что Анна – дочь Матвея Павлова. Однажды девочка все же узнала о том, что настоящий отец отказался от нее до рождения. Это известие весьма болезненно отозвалось в ее душе и повлияло на всю последующую жизнь.
Последние годы жизни
Дандре и Павлова не имели собственных детей, но в местечке Сен-Клю под Парижем они создали приют для русских девушек-эмиграток, который стал для них семьей.
С 1929 года балерину стали мучить боли в колене, ей требовались отдых и лечение. Однако плотный график гастролей не позволял артистке расслабиться, и она продолжала работать. Словно предчувствуя скорую кончину, однажды она сказала: “Так и умру на бегу”.
В январе 1931 года Павлова отправилась в Голландию. Во время переезда через Францию поезд попал в аварию. С верхней полки упал чемодан и травмировал Анне ребра. Полсуток она добиралась до ближайшей станции, сильно промерзла, слегла с воспалением легких, и через пять дней скончалась, не дожив до 50-летия меньше месяца.
Детство
Анна Павлова родилась 12 февраля 1881 года недалеко от Петербурга. Они жили вместе с матерью Любовью Федоровной. А об отце девочки ходит несколько слухов.
- Любовь Федоровна фиктивно вышла замуж за отставного офицера Преображенского полка Матвея Павлова. Вместе они не жили, девушка его не знала. Но она носила отчество Матвеевна.
- Любовь Федоровна служила у Поляковых, где у нее был роман с главой семьи Лазарем. А потом она забеременела от своего хозяина и внезапно исчезла.
Отчество Матвеевна Анна не любила. И вскоре она стала Анной Павловной Павловой. Это было своего рода сценическим псевдонимом.
Анна с мамой Елизаветой Федоровной
Девочка чувствовала очень тесную связь с бабушкой. И он любил бывать у нее в деревне Лигово (Ленинградская область). Ребёнок был очень слаб. А чистый воздух и леса помогли ей окрепнуть.
Маленькая Нюрка, как ее звали в семье, уже чувствовала тесную связь с природой. Он проводил часы на полянах и опушках, любуясь цветами.
Дом в Лигове, где прошло детство Анны.
Как узнать номер владельца
Мариинский театр – начало карьеры
В “Мариинке” Анна Павлова была занята в спектаклях, которые ставил гениальный Мариус Петипа – это наложило неизгладимый отпечаток на ее личность и творчество. Она танцевала в “Эсмеральде”, “Жизели”, “Спящей красавице”– сбылась детская мечта!
Вторым человеком, оказавшим решающее влияние на формирование балерины, стал ее давний партнер Михаил Фокин. Они познакомились в хореографическом училище – Фокин учился на год старше. Некоторое время Анна и Михаил были партнерами, но затем он стал сам ставить танцы. Ему принадлежит постановка многих номеров, которые сделали Павлову чрезвычайно популярной, и в первую очередь, – знаменитого “Лебедя” на музыку Сен-Санса.
Известность Павловой росла, и с 1908 года началась ее активная гастрольная жизнь. Она участвовала в “Русских сезонах” в Париже, выступала в Великобритании, Германии, Бельгии и скандинавских странах – король Швеции чествовал балерину во дворце. Для работы в Мариинском театре времени оставалось все меньше.
Детство и отрочество
В детстве Аня с мамой жила в Лигово и в столице. Как позднее вспоминал сын Полякова, девочка много времени проводила в их семье. Лазарь Соломонович также позаботился и об образовании Анны.
В автобиографии Анна Матвеевна писала, что решение стать танцовщицей родилось у нее в 6-летнем возрасте, после того, как мама взяла ее на балетный спектакль “Спящая красавица”, потрясший девочку. Любовь Федоровна решила помочь дочке воплотить мечту, и отдала в балетную школу Императорского театрального училища, куда Аня после неоднократных попыток поступила в 1891 году. В своих воспоминаниях артистка сравнивала порядки, царившие в училище, с монастырскими.
А. Павлова среди учениц хореографического училища
Здесь за прямую спину и худобу одноклассницы звали Аню шваброй, да и вообще недолюбливали за замкнутый и малообщительный характер, а преподаватели, Екатерина Вязем и Александр Облаков, жалели за те же качества. О ней говорили, что девочка способная, но уж очень слаба физически. Чтобы укрепить кости, ей давали рыбий жир.
Интересно, что во время учебы будущую гениальную балерину называли “Вторая Павлова” – первой была студентка по имени Вера Павлова, известность которой впоследствии не шла ни в какое сравнение с Анной. Между тем, по своей природе Аня вовсе не была второй. Напротив, она стремилась лидировать, упорно занималась по восемь часов в день, в 1899 году с отличием окончила училище и была зачислена в труппу Мариинского театра.
разместить на картах
Виктор снял для Анны квартиру в доходном доме П. И. Кольцова (в народе «Сказочный дом») на углу ул. Декабристов, 60 и Английского проспекта, 21.
Ранее:
В настоящее время:
Здесь было все: и богатое убранство, и нарядная дамская уборная (как будто здесь жил настоящий человек). Также была оборудована чистая испытательная комната. На одной стене висел портрет великой балерины Марии Тальони, которой восхищалась Анна. А с другой стороны портрет хозяина квартиры в полный рост.
В прихожей была также причудливая изразцовая печь. Он был расписан императорскими коронами с фризом танцующих нимф.
«Русские сезоны» Дягилева: успех Анны Павловой
В 1908 году балерина начала активно гастролировать за границей. Мировую известность она получила в Париже, став главной участницей и любимицей публики всех «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Анна Павлова мечтала, чтобы весь мир узнал о русском балете. Поэтому, в 1910 году, балерина создала свою труппу, с выступлениями которой побывала в самых разных уголках мира. Специально для нее, русский хореограф Михаил Фокин сочинил знаменитого «Умирающего лебедя» на музыку К. Сен-Санса. Она танцевала в его «Павильоне Армиды» Н. Н. Черепнина, в «Египетских ночах». Не помышляя о новаторстве и низвержении эстетики прошлого, одним своим обликом, манерой танца она реформировала балет, изменила отношение к нему во всем мире.
Характер Анны Павловой, как и у многих людей сцены, был противоречивый. Настроение могло меняться часто — от эмоциональной стабильности до нервного срыва. Между тем, балерина всегда оставалась верной искусству и полностью растворялась в танце. Она могла выйти на сцену совершенно больной, с температурой, а один раз вышла со сломанной ногой. И танцевала в полную силу, по словам очевидцев. Она считала, что искусство несет только прекрасное, и зритель не должен видеть на сцене смертного человека с его проблемами. Именно по этой причине, Анна Павлова отказалась от операции, когда простудилась и заболела плевритом. Ведь ей предстоял спектакль, который она не могла отменить, а болезнь, в свою очередь, оказалась смертельной. Не дожив до своего пятидесятилетия, балерина ушла.
Чарли Чаплин и Анна Павлова. (wikipedia.org)
Она объездила весь мир, но любила только Россию и еще немного- Англию. Анна Павлова даже держала русского повара, который готовил ей гречневую кашу, черный хлеб, и другие блюда, типичные для России. Она отмечала русское Рождество и, оказавшись в северных широтах, неизменно приказывала запрячь в повозку трех лошадей, чтобы было похоже на катание по снегу на тройке.
Стоит отметить, что значительную роль в становлении балерины сыграл потомок старинного французского рода — Виктор Дандре. Именно он вначале доставал для Анны ведущие партии, оплачивал хореографам постановки и покупал костюмы. Они ссорились, мирились, расставались, но всю жизнь шли по жизни вместе. Когда, в 1910 году, Дандре бежал из Петербурга, за обвинение в растрате средств., именно Анна помогла его вызволить и содействовала побегу за границу, заплатив огромную сумму. Возможно еще и поэтому она не щадила себя, контракты были кабальными, гастроли бесконечными и напряженными. За двадцать два года постоянных гастролей балерина дала почти девять тысяч спектаклей. После этого Дандре уже не вернулся в Россию, как собственно и Анна.