Частные апартаменты и Эрмитаж
После ареста правительства в Малой столовой свидетельства очевидцев фиксируют систематическое разрушение квартир большевиками:
Дворец был разграблен и опустошен большевиками сверху донизу… Бесценные картины были вырваны штыками из рамок. Упакованные коробки с редкой посудой и фарфором… были разбиты, а их содержимое разбито или унесено. Библиотеку… взломали и обыскали… салон Царицы, как и все другие комнаты, был брошен в хаос. Колоссальный хрустальный блеск с искусно замаскированной музыкой разлетелся вдребезги. Столы, картины, украшения — все было уничтожено.
В течение короткого периода после революции частные апартаменты были открыты для публики, чтобы показать жизнь бывших правителей, так как это была часть дворца, куда вход был приобрели революционеры, и, как следствие, многое было разрушено, поэтому трудно понять, насколько точным могло быть изображение частной жизни империи. Сегодня, за исключением библиотеки, залы оформлены просто и представляют собой часть обширной коллекции произведений искусства Эрмитажа; об их прежнем использовании не упоминается. Большая часть произведений искусства, представленных сегодня во дворце, не принадлежит Зимнему дворцу, а была привезена из множества других дворцов и поместий, которые были национализированы после революции.
Зимний дворец
Эрмитаж располагается в Зимнем дворце, который когда-то являлся главным императорским дворцом России. Построен в 1754-1762 гг архитектором Б.Ф.Растрелли. Конечно же, его оформление превыше всех похвал. Если фасад здания очаровывает взгляд, то что же внутри?
Спросив в кассе билет на посещение ВСЕХ залов и помещений музея, уплатив 400р с предъявлением паспорта гражданки России, я вошла внутрь…
И предстала предо мной красота неописуемая! Все дворцы, доселе виденные, померкли, по сравнению с роскошью убранств залов Эрмитажа. Каждая комната, зал, коридор – произведение архитектурного искусства. Каждый предмет быта – удивительное сокровище. Наверное, именно архитектурные решения произвели наибольшее впечатление, заставляя сердце замирать от восхищения.
Первоначально, обилие залов, расположенных на трех этажах, вводят в тупик – куда идти? Потому идешь наугад, куда глаза глядят, наслаждаясь искусством. Потом начинаешь более-менее ориентироваться, тем более на входе можно взять бесплатную карту с планом залов. У каждого зала есть номер, потому, когда понимаешь, что заблудился, начинаешь идти соответственно номерам.
Серебряная утварь дворца
Картины и экспонаты выставлены тематически. Имеется зал французского искусства, Италии, Испании, Англии, Голландии и других стран. Есть залы, посвященные древностям, античному миру, восточному искусству. Некоторые помещения отданы определенным авторам. Есть временные выставки, где фотографировать запрещено. В основном же, везде можно делать снимки, но без вспышки.
Петровский зал
Личная гостиная Марии Александровны («Золотая гостиная»)
Будуар императрицы Марии Александровны
Библиотека Никоkая II
Лохань из серебра
Заяц Пипус приобщается к прекрасному
Часы «Павлин»
Оказавшись в Эрмитаже впервые, я не имела конкретной цели что-то посмотреть, хотелось увидеть все! И всего там было ой, как много. Потому, после обхода только лишь второго этажа, ноги еле-еле передвигались вперед.
Из известных мне мастеров на глаза попался только Тициан и Рубенс, что уже сильно порадовало.
Картина «Даная», Тициан
Искала картины Леонардо Да Винчи, и вроде бы внимательно искала, но так и не нашла. И только лишь вернувшись в гостиничный номер, решила спросить у Гугла, а есть ли в Эрмитаже Да Винчи? И Гугл ответил: «Конечно же, есть!». И тут я расстроилась – как же так, почему я его не увидела? Посмотрела фото зала с работами маэстро в интернете и с удивлением поняла, что я там, оказывается, была, только фотографировала в этом зале… дверь! А что, красивая дверь, какое тут может быть сравнение с картинами Леонардо. Дверь – наше все)))
Зал Леонардо да Винчи
Та самая дверь
Малый Итальянский просвет
Храм Зимнего дворца
Повозка IV-III века до н.э.
Через четыре часа блуждания по залам Эрмитажа, я, с сожалением, констатировала факт, что сил на посещение Зимнего дворца Петра I и Главного штаба уже нет. И зря я покупала полный билет. Одно радовало – следующий день, 7 декабря, объявлен Днем Эрмитажа. На афишах значилось, что вход будет бесплатный. Потому в Главный Штаб я вернулась уже днем позже.
Покои Александра II и царицы Марии Александровны
Эта анфилада комнат находится в центре и южном конце частного крыла, с видом на Адмиралтейство и Дворцовую площадь. В квартире Царицы, первоначально перестроенной Брюлловым, видна рука Андрея Штакеншнейдера. Его главным отличием было умение сочетать эклектичное сочетание архитектурных стилей, часто объединяя в одной схеме классические, готические и восточные мотивы. Это нигде так очевидно, как в сюите, созданной для царицы Марии Александровны, где Золотая гостиная сочетает все эти мотивы. Мария Александровна использовала Золотую гостиную в качестве своей государственной гостиной, за которой располагались более личные комнаты: Багровая гостиная, затем ее Будуар, а затем самая личная из ее комнат, спальня. Ее кабинет в углу дворца, в отличие от предыдущей «Золотой гостиной», был просто оформлен: простые белые стены, украшенные только позолоченными бра, и сводчатый потолок, разбитый на дворцы позолоченной лепниной. Напротив, маленький будуар за его пределами был выполнен в богато украшенном стиле возрождения рококо, созданном архитектором Харальдом Боссе в 1853 году.
Царский кабинет (14)
До убийства Александра II, эта комната традиционно была кабинетом царя, использовавшимся для этой цели как Александром I, так и Николаем I. Первоначально спроектированная Джакомо Кваренги в 1791 году, комната содержит нишу в стиле парадная спальня в стиле барокко, свидетельствующая о ее первоначальном использовании. После пожара 1837 года его переделал Александр Брюллов.
Именно сюда в марте 1881 года перенесли смерть смертельно раненного Александра II (на шезлонге справа от картины). После его смерти на том месте, где он умер, был установлен мемориальный бюст; это остается в силе и сегодня. В эту комнату, как и во многие отдельные комнаты, можно попасть из метко названного «темного коридора». Именно по этому длинному коридору Мария Федоровна в своих мемуарах рассказывала о том, как после огромных капель застывшей крови нашла умирающего царя в его кабинете.
Главный Штаб
Это эффектное здание с триумфальной аркой, построенное в 1819-1829 гг архитектором К.И.Росси. Часть его отдана Эрмитажу. Попадая внутрь, оказываешься как бы среди зданий в здании. Видимо, раньше здесь было несколько домов, впоследствии объединенных одной крышей.
Вход действительно оказался бесплатным. И первое, что можно заметить – это красивая лестница со вставкой из зеленого стекла и огромные двери.
Вот такой экспонат
Большой зал квартиры Нессельроде
Ханс фон Маре (1837–1887) «Двор с гротом в мюнхенской королевской резиденции»
Обнаженная женщина (1907г), Пабло Пикассо
Два полотна Матисса — «Музыка» и «Танец».
Немного прекрасного — Роллер А.А. «Пейзаж с замком»
Яйцо Фаберже, единственное в Эрмитаже
А это свинки Фаберже
Что еще запомнилось – это временна выставка бельгийского художника Яна Фабра: «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты». Оценивать ее сложно, однако явно одно, равнодушным она не оставит никого. Чего стоят экспонаты из крыльев жука златки, картины, написанные шариковой ручкой, чучела собак и кошек, подвешенные среди серпантина, другие чучела, висящие в зубах черепов.
Картина из крыльев жука златки
Вот как комментирует это сеть: «Фабр рассказал, что трупы кошек и собак он собирал по шоссе, так как люди, стремясь избавиться от своих питомцев, выбрасывают их именно туда. Насекомых также никто не умерщвлял. Панцири и крылья жуков он брал в ресторанах азиатских стран – например, Сингапура и Малайзии, где их едят».
Что касается Зимнего дворца Петра I, то он оказался закрыт, потому на том экскурсия по Эрмитажу завершилась, оставив после себя ощущение красоты, вдохновения и удовлетворения от потраченного времени.
ПС: итак, можно поставить галочку – Пикассо видела, Матисса видела, Тициана видела, дверь рядом с картинами Леонардо Да Винчи видела.
Дальше едем в Кронштадт
Еще немного прекрасного напоследок — Пьер Нарцисс Герен «Ирида и Морфей»
Карта:
Иннополис – город высоких технологий в Татарстане
Небольшой фотоэкскурс по Генуэзской крепости в Судаке
Южный город Волгодонск. Часть 2 — Новый город
Усадьба Пашковых. То, что осталось от самого роскошного замка Нижегородчины
Царевококшайский кремль в Йошкар-Оле
Новогодний Ростов. Вечер, свет огней
По развалинам прошлого — Куйбышевская водокачка, Н.Новгород
Новогодняя Москва, или путешествие в волшебство
Квартиры Николая I и Александра Федоровна
Ротонда
Покои Николая I и его жена Александра Федоровна находились в северо-западном углу дворца, анфилады, традиционно занимаемой монархом со времен Екатерины Великой, и теперь они составляют часть Покои Николая II и Александры Федоровны. Екатерина Великая располагала здесь тронным залом, прежде чем Джакомо Кваренги завершил строительство большего Георгиевского зала в восточном крыле в 1787 году, что свидетельствует о том, что раньше комнаты были менее интимными и уединенными, чем они в последнее время стали. В течение 1780-х годов внутреннее оформление дворца было изменено с богато украшенного рококо, разработанного Франческо Растрелли, на более простой неоклассический декор, который все еще преобладает в государственных залах; частные комнаты, однако, кажется, часто обновлялись в соответствии с (часто простыми) вкусами их обитателей; и с точки зрения декора, роскоши и использования они не соответствуют Petit appartement du roi в Версале или частным апартаментам во дворце Хофбург в Вене или Виндзорский замок.
После пожара 1837 года Николай I был ответственен за быстрое восстановление дворца. Он настаивал на том, чтобы внешний вид остался неизменным, но позволил переработать большие части интерьера в соответствии с различными вкусами и стилями, в результате чего дворец был описан как «дворец 19 века, вдохновленный моделью в рококо стиль ».
Мария Александровна
Для восстановления дворца были привлечены несколько выдающихся архитекторов, в первую очередь Василий Стасов, которому было поручено восстановление парадных залов. в стилях, идентичных или похожих на то, что было раньше, и Александр Брюллов. Именно Брюллова наиболее тесно связан с частными квартирами. Он умел работать в различных стилях и перестраивал частные и получастные комнаты в соответствии со вкусами предполагаемых жителей.
Архитекторы, участвовавшие в восстановлении дворца, смогли воспользоваться строительными разработками, недоступными для Растрелли и Кваренги в их первоначальных планах. После пожара было обнаружено, что большое количество дров и скрытые пустоты были одной из причин столь сильного распространения огня. Чтобы избежать повторения этого, скрытого за новыми, но классическими фасадами, архитекторы смогли использовать новейшие технологии в строительстве. Они включали в себя крупномасштабное использование стали для поддержки обширных потолочных пролетов парадных залов в стиле барокко, избегая необходимости поддерживать колонны. Однако в меньших комнатах потолки были построены с использованием сводов из менее воспламеняемого кирпича, что существенно повлияло на декоративные схемы Брюллова для частных комнат. Своды поддались как готическим, так и византийским формам оформления интерьера. Нигде во дворце готика не проявляется так ярко, как в гостиной первого этажа, созданной Брюлловым в 1838 году для дочерей Николая I.
Позже архитектор Андрей Штакеншнейдер был нанят для выполнения много проектов во дворце. Он украсил малиновый будуар царицы Александры Федоровны в стиле рококо, который Кваренги почти уничтожил во дворце 70 лет назад.
Ванная
Ванная представляет собой помещение небольшого размера, но важность её для Марии Александровны высока. Дело в том, что травяные и минеральные ванны были крайне необходимы императрице для облегчения её болезни
Кроме того, в комнате располагались аппараты для лечения.
При жизни императрицы в ванной располагались диваны и столик производства фабрики Петра Гамса. Они представляли собой место, где Мария Александровна могла отдохнуть после ванны. Отделка комнаты подлинная, она была сделана по проектам Александра Брюллова, а Александр Брюллов был увлечён Помпеями. Отсюда и античные мотивы.
Ванная великой княгини Марии Александровны, Эрмитаж. (wikipedia.org)
В настоящий момент на месте мраморной ванны стоит ваза.
Ваза из ванной комнаты Марии Александровны. (sculpture1.ru/Игорь Селиверстов)
Далее чтение
- де Кюстин, маркиз (1854 г.), Россия (сокращенное с французского), Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс
- де Гуркофф (Editeur), Ален (1994), Зимний дворец, Санкт-Петербург, Ален де Гуркофф
- Кинг, Грег (2006), Суд последнего царя, Джон Уайли и сыновья, ISBN 978-0-471-72763-7
- Ключевский, Василий (1926), История России, Перевод CJ Hogarth, Дент
- Майлунас, Андрей; Мироненко, Сергей (1996), Страсть на всю жизнь, Вайденфельд и Николсон, ISBN 0-297-81520-2
- Маккензи Стюарт, Аманда (2005), Консуэло и Альва, Харпер Коллинз, ISBN 0-00-721687-4
- Стюарт, Д. (1982), Уважаемая герцогиня: Миллисент, герцогиня Сазерленд (1867–1955), Виктор Голланц
- Форрес, Ян (1985), Последняя великая герцогиня, Финедон
Жизнь Марии Александровны
Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская и Прирейнская, по слухам, была лишь приёмной дочерью небогатого немецкого герцога Людвига II Гессенского. Она не входила в список потенциальных невест будущего императора Александра II. Не одобрялась его родителями, особенно матерью. Но впервые встретивший её в оперном театре, цесаревич Александр Николаевич впоследствии выбрал своей супругой именно принцессу Гессенскую. Тогда ей было всего лишь 14 лет. Уже в 1840 году юная принцесса очутилась в Зимнем дворце, где начала готовиться к свадьбе и постепенно влиять на местный интерьер.
К. Робертсон. Портрет Марии Александровны. (wikipedia.org)
Очутившись во дворце, Мария Александровна, выросшая в маленьком и скромном замке в пригороде Дармштадта, Хайлигенберге, пришла в восхищение. Она восхищалась не только самим Зимним дворцом, но и всем Петербургом, величием Невы. И всё же несмотря на радость, с которой девушка впервые вошла в Зимний дворец, её дальнейшую жизнь в нём нельзя назвать абсолютно счастливой.
Во-первых, уже в молодом возрасте Мария Александровна испытывала проблемы со здоровьем. Некоторые считают, что именно её болезнь повлияла на усиление сухости в отношениях с императором. Во-вторых, этажом выше, над покоями императрицы, жила другая женщина, Екатерина Долгорукая, любовница, а после смерти Марии Александровны вторая супруга Александра II. Ввиду этих причин ранняя смерть императрицы неудивительна.
Несмотря на невзгоды и краткий срок жизни, Мария Александровна была очень деятельным, образованным человеком, попечителем и меценатом. Ей посвящали стихи ведущие поэты, такие как Тютчев и Вяземский.