11 самых интересных зданий петербургского модерна

личности и направления

Федор он был купцом 1-й гильдии и атаманом церковного прихода. Также известный благодетель. Чуть позже он стал почетным гражданином Санкт-Петербурга.

Как настроить панель инструментов с помощью Fleksy?

В годы Первой мировой войны организовал Союз прихожан для помощи солдатам и их семьям на территории Спасо-Преображенского Колтовского храма. Всем руководила его жена Анастасия. Его дочери Серафима и Мария также помогали людям.

Федор Колобов – слева. Жена Анастасия и дочери Серафима и Мария — справа.

Младший брат никола он был страстным библиофилом и собрал уникальную библиотеку редких книг и рукописей. В его коллекции были раритеты XNUMX века. А также копию рукописи Николая Гоголя «Мертвые души».

Семья Колобовых была слишком патриархальной и не приветствовала никакой литературы. Поэтому Николаю приходилось тайком возить книги. Как только на улице Большой Зеленина построили новый дом, Николай устроил на чердаке огромный книжный склад. А ночью тайно разбирал книги.

Архитектура

Доходный дом на углу Пушкарского переулка и улицы Ленина построен архитектором Сергеем Гингером в 1910 году. Внизу располагались магазины и офисы, остальные этажи сдавались жильцам.

Исследователи предполагают, что стиль дома выбран неслучайно — рядом располагалась  Матфиевская церковь, сооруженная в стиле барокко. Вместе они образовывали гармоничный ансамбль. Церковь, получившая в 1923 году статус собора, была закрыта и взорвана по поставлению Леноблисполкома.


Сейчас на этом месте находится Матвеевский сад

Планировка строения необычна, его корпуса представляют собой грани большого треугольника: со стороны улицы Ленина – ровный фасад, со стороны переулка – уступчатый.


Соединены оба фасада башней-ротондой
С обеих сторон от въезда во двор со стороны улицы Ленина сооружены два эркера, которые держат на своих плечах атланты
Лоджии на полукруглой апсиде украшены кариатидами

spb_znaysvoygorod

juliababush

gorod_atlantov

maks_on_chik

avverushka

brandnik

pelochka_a

alis.ko

avverushka

ekaterinastrueva

Паблик-арт и стрит-арт — чем отличаются

Петроградка славится рисованием на стенах, так называемым граффити. Здесь впервые в Петербурге стали официально регулировать этот процесс и появился паблик-арт — граффити, нанесённое легально, с разрешения местных властей. А всё, что неофициально называют стрит-арт. Так-что будем придерживаться этой терминологии.

Есть объекты стрит-арт которые не затираются коммунальными службами годами, видимо они настолько оказались на своём месте, что даже у коммунальщиков не поднимается рука их уничтожить, например, граффити с изображением Виктора Цоя у «Котельной» на Блохина 15.

Да и в среде уличных художников единства нет, некоторые ушли в коммерцию, другие считают, что в паблик-арт нет духа свободы и принципиально рисуют нелегально.

Граффити «Ребятам о зверятах» во дворе дома по улице Зверинская 28

Вообще, если следовать петербургскому стилю, то муралы напрашиваются быть неброскими и максимально тематическими, привязанными к местности. Они не должны отвлекать на себя слишком много внимания. Ненавязчивость, на мой взгляд, важный критерий.

Одним из удачных воплощений, является раскраска брандмауэров вокруг детского сада №93 по улице Зверинская 28. На стенах изображены картинки из учебника для детского сада с алфавитом.

Граффити нанесены на трёх стенах. Одна посвящена цифрам, вторая буквам, а третья цветам.

Граффити «Ребятам о зверятах — цифры» во дворе дома по улице Зверинская 28 Граффити «Ребятам о зверятах — цбуквы» во дворе дома по улице Зверинская 28 Граффити «Ребятам о зверятах — цвета» во дворе дома по улице Зверинская 28

Неброско, тематично — как раз для детей. За каждой буквой животное, а улица где находятся дома — Зверинская. Звери на Зверинской.

Мурал создан по заказу города студией «33 плюс 1». Когда вызывали альпинистов для раскраски, на них надели крылья ангелов и совместили процесс с детским праздником. Дети вышли на улицу — а там ангелы рисуют картинки из букваря. Восторгу не было предела.

Экскурсовод показывает картинку, где скалолазы во время рисования надели крылья ангелов

У той, что про буквы, интересная история про букву «С». Там изображена собака «Чаки», реальный персонаж. Когда опрашивали жителей окрестных домов на предмет их пожеланий, они попросили включить в рисунок эту собачку, так как её знали все, питомца регулярно выгуливала одна из жительниц домов.

Собка «Чаки» на граффити «Ребятам о зверятах», граффити уже прилично облупилось, требует обновления

Urban-фреска Олега Лукьянова, ул. Ленина 8

Далее через дворы и арку доходного дома Первого российского страхового общества (Большая Пушкарская 37) мы вышли на Кронверскую улицу.

Двигаемся к арке доходного дома Первого российского страхового обществаВ сквере у дом памятник Шестаковичцу

Обогнув Матвеевский сад заходим с улицы Ленина на улицу Малая Пушкарская. Там со стороны Малой Пушкарской на стене дома №10 по ул. Ленина примечательная Urban-фреска бизнесмена и художника Олега Лукьянова.

Малая Пушкарская улица

Изготовлена она по его собственной технологии нанесения репродукций на стены. Он запатентовал технологию нанесения объёмных уличных фресок Urban-фреска, которые очень сложно поддаются закраске. Поставил это на коммерческий поток. Быстрая и недорогая технология, но очень долговечная. Напоминает обычный плакат с репродукцией, но на ощупь видно, что она платная.

Urban-фреска на Малой Пушкарской

Такие urban-фрески вы ещё не раз встретите на стенах домов Петербурга. Например, граффити Цоя в «Котельной Камчатка» выполнено именно по этой технологии.

В среде уличных художников неоднозначное отношение к бизнес деятельности Олега Лукьянова, за то, что он поставил уличное граффити на коммерческую основу, тем самым нарушив принцип свободы и бескорыстности стрит-арт движения. Некоторые его деятельность категорически не одобряют и иногда хулиганят, замазывая его работы. В общем сложные взаимоотношения в этой арт-тусовке.

Клуб музей «Котельная Камчатка», улица Блохина 15

Далее мы следуем к культовому месту Петербурга — «Котельная Камчатка», связанному с именем Виктора Цоя, где он работал в котельной. Адрес — ул. Блохина 15. В 5 минутах ходьбы от предыдущего места на Зверинской.

На улицу Блохина проходим с улицы Зверинской между гаражами и домом 21-23. На стене дома и на гаражах интересные стрит-арт объекты.

Гаражи по ул. Зверинская 19 на пути к месту «Котельная — Камчатка», слева на стене арт-объекты

Персонажей urban-фресок на гаражах, думаю, узнаете.

Гаражи по ул. Зверинская 19 на пути к месту «Котельная — Камчатка»

На фото вы можете заметить, что глаза Виктора Цоя перечеркнуты зеленым цветом. Это своеобразный протест некоторых художников против деятельности упомянутого уже выше Олега Лукьянова, автора urban-фресок.

Виктор Цой, фрески на гаражах на ул. Зверинская, на глазах следы «войны» между уличными художниками

Дорога вдоль гаражей вечером плохо освещается. И один из художников сделал такую горгону: вместо глаз у неё солнечный элемент, который днём накапливает энергию, а вечером освещает путь. Получилось совмещение арт объекта и полезной функции. Зимой хватает на час, а летом часа на четыре.

Горгона освещает путь вдоль гаражей

Чуть ниже можно обнаружить арт объект с руками и иголкой, что то зашивает. Что он означает не знаю. Художнику виднее, да и как уже писал выше, они не очень то хотят, чтобы их поняли.

Арт-объект на Зверинской улице

Со стороны улицы Блохина заходим во двор, там и находится клуб-музей «Котельная — Камчатка». Место культовое, это даже работники коммунальных служб понимают, поэтому и не затирают эти нелегальные граффити.

Граффити с Виктором Цоем на культовом месте «Котельная — Камчатка», ул. Блохтна 15.Граффити с Виктором Цоем на культовом месте «Котельная — Камчатка», ул. Блохтна 15.

Место, на самом, деле даже более значимое, чем стена Цоя в Москве, которая к Цою не имеет отношения. На Петроградке он работал, причём воспринимал эту работу как вдохновение, ведь, как он сам говорил, кидая уголь в топку он приносит тепло конкретным людям живущим в этих домах, здесь и сейчас.

Клуб-музей Котельная-Камчатка

Граффити во дворах-лабиринтах дома Бенуа

Далее наш маршрут следует к знаменитым дворам-лабиринтам дома Бенуа, где часто снимали фильмы про лихие 90-е годы. Во дворы мы попали интересным способом. Сначала зашли в парадный двор курдонёр дома Бенуа, Каменноостровский 26-28. Из которого через невзрачную «потайную» дверь, как будто бы ведущую в подъезд, попали в типичные, и отнюдь не парадные дворы Петроградки между Каменноостровским проспектом и Кронверской улицей. Как машина времени — один шаг и из красивого парадного двора дома Бенуа попадаешь в лабиринты заброшенных и обшарпанных дворов.

Парадный двор курдонёр дома Бенуа на Петроградке, слева дверь и сквозной проход во дворыДверь в сквозной проход от дворов к фасаду дома Бенуа

Во дворах можно и сейчас снимать фильмы про лихие 90-е. Что интересно, дворы пронумерованы, просто — двор 1, 2, 3 и т.д. Место малолюдное, нелегальные гаражи и простор для стрит-арт творчества.

Дворы у дома Бенуа пронумерованы

Проходя по лабиринтам дворов мы встретили ещё несколько хулиганских «тегов», нанесённых на заброшенные заборы.

Художественные «теги» во дворах дома Бенуа на Петроградке

Стрит арт не вечен, рано или поздно придут коммунальщики и сотрут его. И студенты академии Штиглица решили вставить здесь бетонную граффити-плашку с намёком на вечность в противовес временности стрит-арта. Её ведь будет сложно замазать. Приглядитесь на фото выше, видите барельеф с фантастической птицей среди «тегов»?

Вот её увеличенный вариант.

Символ вечности — барельеф на заборе среди «тегов» во дворах дома Бенуа на Петроградке, создан студентами академии Штиглица

Ну и наконец попадаем в самое сердце этих дворов, где расположены нелегальные гаражи. Просто идеальное место для творчества стрит-арт художников. Пока никто не видит, можно развернуться.

Уличное граффити во дворах Петроградки у дома Бенуа

Уличные художники не очень то хотят, чтобы их поняли. Поэтому шифруют свои послания в разных символах и сокращениях. Вот, например, на фото КМФ — означает «Кто моет форточку».

КМФ — кто моет форточку

Пару слов об общегородском регулировании уличного граффити

Уличные художества не из дешёвых развлечений для рядового гражданина. Нужно купить дорогие баллончики с краской, чем больше рисунок тем дороже. А если поймают, ещё и штраф придётся заплатить.

Город от этого, конечно, тоже страдает, да и жителям близлежащих домов может не понравится. Вкусы у всех разные. Поэтому давно назрела необходимость общегородского регулирования уличного настенного граффити. И оно уже началось.

Правда пока на уровне местных чиновников. Остается, например, в бюджете небольшая сумма, слишком мала, для новой детской площадки, но как раз подойдёт, чтобы разрисовать стену какого-нибудь невзрачного брандмауэра.

Вот только минус такого подхода в том, что решение о тематике и стиле граффити решают чиновники, а вкусы у них могут быть своеобразные. Поэтому, конечно же назрела необходимость создания общегородского художественного совета по уличному граффити.

Граффити с Владимиром Жириновский на здании офиса ЛДПР, ул. Маркина 12А

Закоулками выходим на улицу Маркина и через забор можно увидеть граффити с изображением Владимира Жириновского — ВВЖ70. Вечером оно подсвечивается и создаёт особое впечатление.

Граффити ВВЖ70 с Владимиром Жириновский на здании офиса ЛДПР, ул. Маркина 12А

Авторы — художники Илья Ис и Артём Бурж, основавшие студию HoodGraff. Сделано по заказу партии ЛДПР в честь 70-летия своего лидера. Художников не раз упрекали, что они тем самым нарушили свой принцип быть вне политике. Хотя, в чём тут нарушение, это же коммерческий заказ, установили политическое граффити на объекте самой же ЛДПР, как говориться ничего личного, только бизнес.

Кстати, граффити ВВЖ70 фактически нанесено на стене жилого дома, офис ЛДПР примыкает к этому зданию. Насколько мне известно, до конца этот вопрос не легализован и на ЛДПР даже обращались в суд, кому-то мешает. Но пока всё на месте.

Паблик-арт «Стена столетий» у сада Андрея Петрова

А мы, тем времени, из дворов дома Бенуа вышли к саду Андрея Петрова, где на стене дома 26-28 по Каменноостровскому проспекту создан легальный паблик-арт «Стена столетий». Автор — художник Кирилл Миллер. Необычные барельефы с изображением известных личностей, созданные в честь их столетнего юбилея — писатель Даниил Хармс, художник Сальвадор Дали, композитор Дмитрий Шостакович, культуролог Дмитрий Лихачёв.

Паблик-арт «Стена столетий» у сада Андрея Петрова

У сада интересная история. В 2000-х это место отдали под застройку, но жители отстояли его как зелёную зону. Там высаживали деревья и проводили культурные мероприятия. Ну и у застройщика не осталось морального варианта, кроме как сдаться.

Сад Андрея Петрова

Сад назвали в честь известного композитора Андрея Петрова, написавшего музыку к огромному количеству любимых всеми фильмов. Его произведения звучат в картинах «Служебный роман», «Осенний марафон», «Я шагаю по Москве». Он также участвовал в защите сада, и высаженная им рябина и сейчас растёт в западной части сада.

История

Николай и Федор Колобовы – братья из простой семьи, приехавшие из Рязани в столицу в 1880 году. Они смогли выгодно перепродать баржу, на эти деньги купить лесопилку, которая со временем превратилась в лесопильный завод, приносящий огромную прибыль.


Дом архитектора Сергея Гингера, занимающий целый квартал и получивший название «Колобовский», был построен в 1910 году

Это здание не похоже на другие доходные дома Петербурга, которые были построены в эти же годы. Вдохновением для архитектора послужила французская архитектура Эжена Энара, а не «северный модерн».

Дом занимает целый квартал и при этом не кажется громоздким.


Легкость и воздушность зданию придают эркеры, решетки и колонны
Внутренний двор украшен фонарем

После революции братья Колобовы потеряли все и остались жить в коммунальной квартире, они не захотели покидать любимый город на Неве.

Чем интересен дом Барановской

Антонина Дмитриевна Барановская состояла в браке с инженером В. П. Барановским, который возглавлял две судостроительные компании. Дама занималась благотворительностью и принимала активное участие в распространении ремесленного образования в среде малоимущих граждан Санкт-Петербурга, а также оказывала посильное содействие обществу «Детская помощь».

Весьма вероятно, что нива благотворительности свела Барановскую с архитектором В. К. Вейсом, который был членом Совета детских приютов и занимался проектированием доходных домов на Васильевском острове и Петроградской стороне. Он является автором проекта дома Барановской, строительство которого завершилось в 1912 году.

До рокового для России октября 17-го года в здании располагался головной офис компаний, которые возглавлял супруг владелицы дома. Летом того же года в здании вождь мирового пролетариата назначал встречи Леониду Красину, о чем можно узнать, прочитав надпись на мемориальной табличке, прикрепленной к фасаду здания.

По своей архитектуре доходный дом Барановской демонстрирует смешение стилей – в ней превалирует поздняя эклектика, хотя аттики здания представляют собой образец модерна. В начале XXI столетия дом был признан ценностью исторического, художественного, культурного и научного значений.

В свое время на фасаде, обращенном к Большому проспекту Петроградской стороны, красовалась фигура орла. Создатель скульптуры – Артемий Обер использовал для ее ваяния редкий метод цинковой гальваностегии. Он, кстати, является автором статуи баснописца Крылова, которую можно увидеть в Летнем саду, и скульптуры орла, венчающей дом Зингера на Невском.

Якобы с целью реставрации в 90-х годах прошлого столетия орла убрали с дома Барановской, после чего он бесследно исчез. Информация о редкой птице последний раз появилась в издании «Канонер» десять лет назад. Писалось, что орел после реставрации вернется на свое законное место. Но этого не случилось.

В результате обследования состояния дома Барановской выяснилось, что аттики обветшали настолько, что их пришлось демонтировать для дальнейшей реставрации.

В те времена, когда орел еще украшал здание, жители Петроградки ориентировались по нему, говоря: «От орла направо…или налево».

Доходный дом Барановской в Санкт-Петербурге славился своими уникальными печами. Их проектировали зодчие из Финляндии – Ульберг и Гульден. К сожалению, сегодня печи пришли в такое состояние, что на них стыдно смотреть. Хотя на момент постройки здания они считалась шедевром гончарно-изразцового производства, поскольку их изготовили на Ракколаниокском заводе в Выборге, признанном во всей России предприятии данного профиля.

Со стороны Петропавловской улицы расположена арка, ведущая в внутренний двор. Она закрыта металлическими воротами, как и большинство домов в центре Санкт-Петербурга, поэтому на машине туда не заехать, но пешком зайти вполне возможно.  

Перед воротами с правой стороны можно увидеть две металлические таблички, рассказывающие о том, что в этом доме жили Битюцкий С. А. и Рамус Ю. С. Эти люди во время сталинских репрессий были арестованы и расстреляны по политическим мотивам, однако  позднее реабилитированы.

Внутренний двор представляет собой типичный колодец, характерный для того времени, правда в плачевном состоянии, по сравнению с фасадом со стороны дорог. Стены явно нуждаются в капитальном ремонте. Не смотря на это, во дворе достаточно уютно… и тихо. Примечательно, что дом со стороны улицы имеет шесть этажей, а со стороны двора – семь.

Муралы на территории Ленфильма

Итак, наш путь начался с территории, где раньше были декорации Ленфильма (Каменноостровский 10). Сейчас здесь полным ходом идёт строительство нового общественного пространства. Уже создано несколько тематических муралов — так называют масштабные настенные граффити. Вход сюда свободный.

Настенное граффити -мурал на территории бывших декораций Ленфильма, Каменноостровский 10. Изображены сцены из советских фильмов Настенное граффити -мурал на территории бывших декораций Ленфильма, Каменноостровский 10Настенное граффити -мурал на территории бывших декораций Ленфильма, Каменноостровский 10

Вообще, самовыражаться на стенах это естественный человеческий инстинкт. Известен ещё с древних времён. Все крупные города сталкиваются с такой проблемой как борьба стрит-арта и коммунальщиков. Следы этой борьбы можно увидеть на плохо отколированных квадратиках на стенах.

Следы «борьбы» коммунальщиков с нелегальным стрит-арт. Квадратики — это плохо отколированные закраска на месте граффити.

Символом этой борьбы стали так называемые «пиксели» — космические захватчики, которые то и дело появляются на стенах. Причём, у каждого «шедевра» свой почерк, по которому в узком кругу художников узнают автора. Вот такого «космического захватчика» мы встретили на стене дома 22 по Каменноостровскому проспекту.

Пиксель на Каменноостровском 22

А на территории Ленфильма мы встретили вот такой добрый «пиксель — золушку», совсем не похожую на захватчика. Видимо потому, что он здесь вполне легально.

Пиксель Золушка на территории Ленфильма

Объекты нелегального стрит-арт появляются, как правило, в заброшенных местах. Намекая, как бы на то, что свято место пусто не бывает. Если коммунальщики не облагородили стену, значит её заполнят граффити. Вот, например, заброшенная вентиляционное отверстие в стене украшено неизвестным автором искусственными цветами.

Инсталляция на Каменноостровском 24 (на углу с Большой Монетной)

Часто эти художества совсем неприглядны, своеобразный протест против заброшенности и пустот. Проходя по нашему маршруту по Каменноостровскому проспекту, мы встретили несколько таким образом «разукрашенных» будок и пустующих рекламных щитов.

Стрит-арт хулиганства на Петроградке или «теги» уличных художников

Это конечно больше похоже на хулиганство, чем на стрит-арт. Но в среде уличных художников эти «закорючки» называются «тегами», по ним узнают почерк автора.

Особенности здания

Для строительства здания был выделен большой участок, что позвонило зодчему использовать необычный планировочный прием. Если смотреть со стороны Пушкарского переулка, то корпуса здания образуют ступенчатый бульвар, называемый улица-пила.


Вид со стороны Пушкарского переулка — газон в уступе «пилы»

Расположение корпусов визуально делало переулок шире и позволило добиться лучшего освещения жилых комнат.

За возможность воплотить такое решение братьям пришлось побороться. Согласно законодательству того времени можно было строить дома не выше ширины улицы, на которую выходит дом. Части здания выходили на разные улицы, а значит, должны были быть разной высоты. Стороны достигли компромисса: взять за ориентир среднюю ширину улицы, и все здания возводить по ней, чтобы дом выглядел как единое целое.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная красота
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: