Стервозный характер
Пожалуй, одним из самых скандально-неприятных эпизодов в биографии балерины можно считать ее «недопустимое поведение», которое повлекло уход с поста Директора Императорских театров Сергея Волконского. «Недопустимое поведение» состояло в том, что Кшесинская заменила предоставленный дирекцией неудобный костюм на свой собственный. Администрация оштрафовала балерину, а та, недолго думая, обжаловала решение. Дело предали широкой огласке и раздули до невероятного скандала, последствиями которого стал добровольный уход (или отставка?) Волконского.
И снова заговорили о влиятельных покровителях балерины и ее стервозном характере.
Вполне возможно, что на каком-то этапе Матильда просто не смогла объяснить уважаемому ею человеку свою непричастность к сплетням и домыслам. Как бы то ни было, князь Волконский, встретившись с ней в Париже, принял горячее участие в обустройстве ее балетной школы, читал там лекции, а позднее написал великолепную статью о Кшесинской-педагоге. Она же всегда сетовала на то, что не смогла удержаться «на ровной ноте», страдая от предубежденности и сплетен, которые в итоге заставили ее покинуть Мариинский театр.
«Мадам Семнадцать»
Если о таланте Кшесинской-балерины никто не решается спорить, то о ее преподавательской деятельности отзываются, порой, не слишком лестно. 26 февраля 1920 года Матильда Кшесинская навсегда покинула Россию. Они поселились семьей в французском городе Кап де Ай на вилле «Алам», купленной еще до революции. «Императорские театры перестали существовать, а я не испытывала желания танцевать!» — писала балерина.
Девять лет она наслаждалась «негромкой» жизнь с дорогими ее сердцу людьми, но ее ищущая душа требовала чего-то нового.
После мучительных раздумий Матильда Феликсовна едет в Париж, подыскивает жилье для семьи и помещение для своей балетной студии. Она переживает, что не наберет достаточного количества учащихся или «провалится» как педагог, но первый урок проходит блестяще, и совсем скоро ей придется расширяться, чтобы принять всех желающих. Назвать Кшесинскую второстепенным педагогом не поворачивается язык, стоит только вспомнить ее учениц, звезд мирового балета – Марго Фонтейн и Алисию Маркову.
Во время жизни на вилле «Алам» Матильда Феликсовна увлеклась игрой в рулетку. Вместе с другой прославленной русской балериной Анной Павловой они коротали вечера за столом в казино Монте-Карло. За свою постоянную ставку на одно и то же число, Кшесинскую прозвали «Мадам Семнадцать». Толпа, тем временем, смаковала подробности того, как «русская балерина» просаживает «царские драгоценности». Говорили, что решиться на открытие школы Кшесинскую заставило желание поправить материальное положение, подорванное игрой.
Конец истории
Отношения закончились в 1894 году. Матильда, готовая с самого начала к такому исходу, не билась в истерике, не плакала: сдержанно прощаясь с Николаем, она держит себя с достоинством, подобающим королеве, но никак не брошенной любовнице.
Известие о расставании балерина восприняла спокойно. Фото: Commons.wikimedia.org
Невозможно утверждать, что это был преднамеренный расчет, однако поведение Кшесинской привело к положительному результату: Николай всегда с теплотой вспоминал свою подругу, а на прощание попросил ее обращаться к нему всегда на «ты», называть по-прежнему домашним прозвищем «Никки» и в случае беды всегда обращаться к нему. К помощи Николая Кшесинская позднее действительно прибегнет, однако исключительно в профессиональных целях, касающихся закулисных театральных интриг.
На этом месте их отношения были окончательно разорваны. Матильда продолжала танцевать и с особенным вдохновением парила над сценой, когда видела в царской ложе своего бывшего любовника. А Николай, надевший корону, целиком погрузился в государственные заботы, павшие на него по смерти Александра III, и в тихий омут семейной жизни с желанной Аликс, как он нежно называл — бывшую принцессу Алису Гессен-Дармштадтскую.
Когда только состоялась помолвка, Николай честно рассказал о своей связи с балериной, на что та ответила: «Что прошло, то прошло и никогда не вернется. Все мы в этом мире окружены соблазнами, а когда мы молоды, то не всегда можем бороться, чтобы устоять перед искушением… Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Твое доверие так глубоко трогает меня… Смогу ли я быть его достойной?..»
В 8 лет она стала приходящей ученицей в Императорском театральном училище, а в 15 лет брала уроки у Христиана Иогансона, который стал ее учителем на долгие годы, даже после того, как она стала признанной артисткой балета.
Весной 1890 года после окончания училища она была зачислена в группу Мариинского театра и в первый же свой сезон станцева-ла в 22 балетах и 21 опере. Неплохо для начала… и может показаться, что только талант тому виной. Но так ли это? На самом деле не совсем так — 23 марта 1890 года во время выпускного экзамена как раз и состоялась первая встреча будущего императора Николая II, юноши флегматичного и вялого, с веселой и жизнерадостной полячкой. Все произошло при одобрении членов царской семьи, начиная от императора Александра III, организовавшего это знакомство и заканчивая императрицей Марией Федоровной, которая все же хотела, чтобы ее сын стал… мужчиной.
Украшение балета
Еще на выпускном концерте-спектакле Императорского театрального училища ее выделил среди десятка учениц Александр III, лично поздравивший начинающую балерину. Император произнес слова, ставшие пророческими: «Будьте славой и украшением нашего балета!»
Это только подстегнуло мечту Малечки (как ее тогда называли) породниться с царской фамилией. А дальше был ужин выпускниц, устроенный императором, и Кшесинская оказалась рядом с самим наследником престола, юным цесаревичем Николаем Александровичем (будущим Николаем II).
Государь-отец шутливо погрозил юной паре пальцем: «Только не флиртуйте слишком». Но разве возможно остеречь молодость… Малечка влюбилась в цесаревича с первой встречи. Роман их длился недолго, зато Кшесинская оказалась у Николая первой женщиной, одарившей его чувственным опытом.
Прошел год, ее Ники обвенчался с будущей императрицей принцессой Алисой Гессенской. Убитая горем Малечка все же стойко выдержала этот первый удар в ее жизни.
Муж Матильды Кшесинской
Революционные волнения, начавшиеся в стране, не могли не сказаться на жизни артистки балета. Страх за сына всё больше наталкивал женщину на мысли об эмиграции. Этой идеи придерживался и её любимый мужчина — князь Андрей.
Князь Сергей Михайлович долгое время был покровителем и любовником Матильды
Незадолго до отъезда давний покровитель балерины , князь Сергей, сделал возлюбленной предложение стать его женой. Танцовщица решительно отказалась. Женщина не могла бороться со своими чувствами к Андрею, и вскоре уехала вслед за любимым.
Судьба князя Сергея оказалась трагична. В 1918 году он был казнён большевиками вместе с другими членами царской семьи. До последнего вздоха мужчина сживал в ладони золотой медальон с фотографией любимой танцовщицы.
Жизнь артистки балета сложилась более удачно. Женщина вместе с сыном и любимым мужчиной смогла эмигрировать в Европу. Семья Матильды Кшесинской поселилась на французской вилле, находившейся в её собственности.
Кшесинская с сыном и мужем
Зимой 1921 года Андрей стал мужем Матильды Кшесинской. Через четыре года после заключения брака танцовщица сменила католическую веру на православную, получив имя Мария.
По национальности Матильда Кшесинская — полька. В юности балерина придумала легенду о том, что её предками были польские графы Красинские. На самом деле история является вымыслом, а со знатными представителями рода женщину не связывало ничего, кроме национальности.
Матильда с любимым мужем прожили вместе до его кончины в 1956 году. Танцовщица пережила князя Андрея на пятнадцать лет.
Продолжение знакомства
Следующая встреча Кшесинской и цесаревича состоялась спустя несколько месяцев. Летом 1890 г. выпускницу училища зачислили в труппу Мариинского театра. В начале июля девушка отправилась с выступлениями в Красное село. Узнав, что на представлении будет Николай Романов, она обрадовалась. Ее запись в дневнике, датированная 4 июля 1890 г., гласит:
Итак, первый спектакль был для меня удачен: я имела успех и видела Наследника.
Через день цесаревич снова побывал в театре. Тогда он впервые упомянул в дневниковых записях Матильду: «После обеда поехали в театр. Положительно, Кшесинская 2-я меня очень занимает» (Кшесинской 1-ой называли Юлию, старшую сестру Матильды, которая тоже выступала в балете).
Юлия Кшесинская, сестра Матильды
Тем летом будущий император регулярно посещал Красносельский театр, а юная балерина старалась чаще мелькать перед ним, чтобы привлечь его внимание. Он видел Матильду, обменивался с ней смущенными улыбками, но завести разговор не осмеливался
Свои чувства цесаревич доверял лишь дневнику, в котором писал, что юная балерина ему «положительно, очень нравится».
Хождение по мукам
Поразительно, что Кшесинская (как, впрочем, и все царское семейство), будучи осведомленной о положении в стране гораздо больше других, надвигавшуюся революционную грозу заметила слишком поздно. Хоть и старалась делать вид, что живет интересами государства. Когда началась война, открыла собственный лазарет на 30 коек для раненых солдат, два года щедро его содержала, даже на театр военных действий съездила.
Убийство Распутина она восприняла как чудовищное преступление перед царской семьей. Отречение государя просто не умещалось в ее голове: как такое допустил верноподданный народ? А революционные массы заметила только в момент, когда шальные пули в ее зимнем саду побили стекла…
Лишившись крыши над головой и всего нажитого добра, почти полгода Кшесинская с сыном ютилась по чужим углам друзей и поклонников, пока наконец решилась уехать на юг, надеясь хотя бы там укрыться от всяких потрясений.
Вторая великая любовь и внебрачный сын
Однако не он стал второй (после Николая) великой любовью Матильды Феликсовны. Этого удостоился еще один представитель царской фамилии – юный и болезненно застенчивый Андрей Владимирович, сын великого князя Владимира Александровича, который, к слову, тоже был неравнодушен к Кшесинской.
И все это при том, что она не обладала особой красотой: маленький рост, короткие ноги, вздернутый носик. Зато все отмечали ее удивительный женский магнетизм, против которого устоять было невозможно.
Вскоре Матильда забеременела и родила мальчика. Все четверо ее мужчин проявили трогательную заботу о маленьком Володе. Ники даровал ему титул дворянина, Сергей Михайлович предложил усыновить дитя. Чувствовал себя счастливым и шестидесятилетний Владимир Александрович – ребенок как две капли воды был похож на него.
Только Мария Павловна, супруга Владимира Александровича и мать Андрея Владимировича, не одобряла выбор мужа и сына, но, как и подобает даме царских кровей, вела себя в этой ситуации достойно.
Тень балерины
Николай II до последнего своего дня оставался ее верным другом, а Матильда до самой смерти не могла забыть первую любовь. Но жизнь шла своим чередом.
Неизменная прима-балерина, обладая редкой работоспособностью, продолжала порхать по сцене, покоряя взыскательную публику. О ней говорили: «Брызги шампанского, а не танец!»
К тому же от отца она унаследовала драгоценное качество настоящего артиста – способность вживаться в роли, а не просто проигрывать их на сцене.
И свою жизнь Матильда проживала как вдохновенный танец. Рядом с ней уже находился человек, который будет опекать ее двадцать лет, – великий князь Сергей Михайлович, кузен Николая II.
Он стал ее тенью, окружив балерину роскошью и вложив в нее всю свою душу.
Второй и 2-я
Как большинство артистических натур, Кшесинская была суеверной, фатальность совпадения дат и цифр принимала безоговорочно. Считала удачливым число «13» (по своему «порядковому» номеру в семье), а в эмиграции получила прозвище Мадам-17 — играя в казино, всегда ставила на эту трагическую для себя цифру.
И в отношениях с наследником видела высшую предопределенность — оба они были помечены «двойкой»: ему после коронования предстояло стать Николаем Вторым, а ее с приходом на сцену балетная критика окрестила Кшесинской-2, чтобы как-то отличать от сестры Юлии.
Девять месяцев Маля неотрывно следила по газетным хроникам за кругосветным вояжем наследника, извелась переживаниями, когда из Японии пришло известие о том, что самурай-фанатик ударил цесаревича саблей по голове (только чудом Николай остался жив). Его возвращение принесло только одну мимолетную встречу на людях — наследник тут же уехал с родителями в Данию и в Петербург вернулся лишь к концу года. Так начался новый, 92-й, первый месяц которого наконец подарил им долгожданную встречу.
Мечты о женитьбе
В январе 1889 года по приглашению великого князя Сергея Александровича в Петербург прибывает принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская — внучка английской королевы Виктории. Остановившейся во дворце Белосельских-Белозерских девушке был представлен цесаревич Николай (Александр III приходился принцессе крестным отцом). За шесть недель, что будущая императрица России прибывала в Петербурге, она успела покорить кроткое сердце будущего императора и пробудить в нем неистовое желание связать себя с ней узами брака. Но когда до дошли слухи, что Николай хочет жениться на Алисе, он, приказал сыну забыть об этом желании. Дело в том, что Александр с супругой Марией Федоровной надеялись женить сына на дочери претендента на престол Франции Луи-Филиппа Луизе Генриетте, которую американская газета The Washington Post даже нарекла «воплощением женского здоровья и красоты, изящной спортсменкой и очаровательным полиглотом».
К моменту знакомства с Кшесинской Николай уже намеревался жениться на Алисе Гессен-Дармштадтской. Фото: Commons.wikimedia.org
Это уже потом, в 1894 году, когда здоровье императора стало резко ухудшаться, а Николай с несвойственной ему горячностью продолжал настаивать на своем, отношение изменилось — благо сестра Алисы Великая княгиня Елизавета Федоровна, способствовала не только сближению престолонаследника и принцессы, помогая в переписке влюбленных, но и скрытыми методами воздействовала на Александра. Вследствие всех этих причин весной 1894 года и появился манифест, в котором объявили о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадской. Но это было после.
«Малютка» Кшесинская и Никки
А в 1890 году, когда Николай мог только переписываться со своей Алисой, его неожиданно знакомят с Матильдой Кшесинской — по мнению некоторых историков, хитроумный Александр решил, что нужно отвлечь Николая от его любви и направить энергию в другое русло. Прожект императора удался: уже летом цесаревич пишет в дневнике: «Малютка Кшесинская положительно меня занимает…» — и регулярно посещает ее выступления.
Матильда Кшесинская влюбилась в будущего императора с первого взгляда. Фото: Commons.wikimedia.org
«Малютка» Кшесинская прекрасно понимала, в какую игру она вступает, но только едва ли могла осознать, насколько далеко продвинется в отношениях с членами царской фамилии. Когда в общении с Николаем наметился сдвиг, Матильда объявила отцу — известному польскому танцовщику, выступавшему на сцене Мариинского, — что стала возлюбленной Николая. Отец выслушал дочь и задал лишь один вопрос: осознает ли она, что роман с будущим императором ничем не кончится? На этот вопрос, который она и сама себе задавала, Матильда ответила, что желает испить чашу любви до дна.
Ровно два года длился роман темпераментной и яркой балерины и не привыкшего демонстрировать свои чувства будущего императора России. Кшесинская испытывала по-настоящему сильные чувства к Николаю и даже считала отношения с ним знаком судьбы: и он и она были «отмечены» цифрой два: он должен был стать Николаем Вторым, а ее на сцене назвали Кшесинская-2: в театре также работала старшая сестра Матильды Юлия. Когда их отношения только начались, Кшесинская восторженно писала в своем дневнике: «влюбилась в Наследника с первой нашей встречи. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать…»
Встречались возлюбленные чаще всего в доме семьи Кшесинских и особенно не таились: при дворе никакие секреты были невозможны, да и сам император прикрывал глаза на роман сына. Даже имел место случай, когда в дом нагрянул градоначальник, спешивший сообщить, что государь спешно требует сына к себе в Аничков дворец. Однако для соблюдения приличий для Кшесинской был куплен особняк на Английской набережной, где возлюбленные могли видеться уже безо всяких помех.
Прима-балерина
Прима-балерина Императорского театра, которой рукоплещет европейская публика, та, которая умеет отстоять свое положение силой обаяния и страстностью таланта, за спиной которой, якобы, стоят влиятельные покровители – такая женщина, конечно же, имела завистников.
Ее обвиняли в том, что она «затачивала» репертуар под себя, отправлялась только в выгодные зарубежные турне и даже специально «заказывала» для себя партии.
Так, в балет «Жемчужина», который шел во время коронационных торжеств, специально для Кшесинской была введена партия Желтой жемчужины, якобы, по Высочайшему указанию и «под давлением» Матильды Феликсовны. Сложно, правда, представить, как эта безупречно воспитанная дама, с врожденным чувством такта, могла побеспокоить бывшего Возлюбленного «театральными пустяками», да еще в такой важный для него момент. А между тем партия Желтой жемчужины стала истинным украшением балета. Ну а после того, как Кшесинская уговорила в «Корриган», представляемый в парижском «Опера», вставить вариацию из любимого ею балета «Дочь фараона», балерине пришлось бисировать, что для «Опера» было «исключительным случаем». Так не на истинном ли таланте и самоотверженной работе основан творческий успех русской балерины?
Личная жизнь Матильды Кшесинской
Личная жизнь знаменитой артистки балета была полна интриг и тайн. Главной из них является роман с наследником Российского престола цесаревичем Николаем, повлиявший на всю дальнейшую жизнь танцовщицы.
Матильда Кшесинская
В 1892 году Матильда познакомилась с молодым цесаревича . Это произошло на праздничном ужине по случаю выпускного в Императорском театральном училище.
Танцовщица была возлюбленной последнего императора Российской Империи
Миниатюрная девушка сразу привлекла внимание наследника. Но из-за врожденной застенчивости, Николай не мог открыл ей своих чувств
Балерина, напористая и уверенная, взяла инициативу в свои руке и буквально влюбила в себя наследника престола.
Влюблённые стали тайно встречаться. Цесаревич посещал практически все выступления балерины. Отношения пары развивались стремительно. По приказу Николая для девушки был куплен особняк, где влюблённые могли встречаться, не боясь осуждения посторонних. Оба понимали — отношения рано или поздно должны закончиться, ведь наследник целой империи не сможет стать мужем простой балерины.
По слухам, родители цесаревича одобряли его связь с артисткой балета, и даже обеспечивали сына деньгами на подарки для возлюбленной.
Матильду называли любимой женщиной дома Романовых width=
Императора Александра волновало, что его сын был слишком скромен и не умел общаться с противоположным полом.
По слухам, царская семья благосклонно относилась к роману наследника
«Помочь» наследнику стать уверенным должен был роман с молодой танцовщицей.
Цесаревич Николай и принцесса Алиса
В 1894 году цесаревич прекратил отношения с девушкой. Причиной стала помолвка и дальнейшая женитьба на принцессе Алисе. Наследник, не забыл бывшую возлюбленную и попросил своего родственника, великого князя Сергея «присмотреть» за ней. Сергей Михайлович стал другом и покровителем танцовщицы на долгие годы.
В своих мемуарах артистка балета утверждала, что император Николай всю свою жизнь любил только её, а брак с принцессой был заключён исключительно из чувства долга.
После разрыва с наследником танцовщица полностью погрузилась в работу. Матильда постоянно совершенствовала свою технику танца, посещая уроки лучших педагогов балета. Однако злые языки связывали невероятный успех балерины только с влиянием знатных покровителей.
Характер Кшесинской нельзя было назвать простым. Артистка балета была весьма вспыльчивой и своенравной натурой. Одним из неприятных случаев в её биографии является конфликт с директором Императорских театров. Тогда балерина заменила неудобный костюм, выданный администрацией, на свой собственный. Девушка получила крупный штраф, но смогла обжаловать решение в свою пользу. Дело приняло серьёзный оборот и вылилось в настоящий скандал.
Через шесть лет после разрыва с цесаревичем в личной жизни Матильды Кшесинской появилась новая любовь — князь Андрей Романов.
Князь Андрей Владимирович Романов
Роман, вспыхнувший между танцовщицей и Андреем Владимировичем, перерос в сильное глубокое чувство привязанности и любви. Через год после знакомства, в 1901 году, пара отправилась в путешествие по Европе. По пути в России женщина поняла, что ждёт ребёнка.
На протяжении многих лет ходили слухи, что танцовщица родила двоих детей от цесаревича Николая. Их женщина спрятала от глаз недоброжелателей в родной Польше. По слухам, балерина надеялась, что её дети смогут в будущем претендовать на российский престол. До сих пор появляется информация о якобы потомках детей Матильды Кшесинской. А «родственники» балерины придумывают невероятные версии своего происхождения. Однако ни одна из них не нашла своего подтверждения, и единственным ребёнком женщины считается сын от князя Андрея.
Летом 1902 года родился единственный сын Матильды Кшесинской. Танцовщица назвала мальчика Владимиром. Через девять лет по указу императора, мальчик получил отчество Сергеевич.
Князь Сергей искренне любил Матильду
Тем самым великий князь Сергей признал ребёнка от артистки балета и усыновил его.
Исполнение мечты
Все же Матильда и Андрей Владимирович смогли вступить в законный брак только после смерти Марии Павловны. Это произошло позже, после революции, в эмиграции в Париже.
И тогда же исполнилась девичья мечта Кшесинской: ей был дарован титул светлейшей княгини Романовой-Красинской, она стала полноправным членом царского рода Романовых.
До этого, в революцию, Кшесинская потеряла все: и шикарный дом, и целую коллекцию бриллиантовых украшений, зато осталась великой балериной и открыла свою школу в Париже. И остался сон, который она в старости видела все чаще и чаще.
Неизвестный голос говорил: «Они идут, они идут!» – «Кто?» – удивлялась она.
«Царская семья!» – «Но как же?! Ведь они погибли все до единого!» – «Погибли, – грустно подтверждал голос. – Но их души идут!».
✓ Аренд Фейнстра из Канады: «Переехал в Россию за лучшей жизнью. А мне кричат: «Сумасшедший!»
✓ 98 погибших моряков, которых так и не нашли: тайна подводной лодки К-129
✓ Игорь Дмитриев: «Я — потомок крепостного аристократа, а моя прапрабабка — героиня романа «Война и мир»!»
Первая встреча
23 марта 1890 г. Александр III с семьей посетил выпускное представление воспитанниц Императорского театрального училища. После выступления венценосные гости остались на ужин с ученицами. Именно здесь 17-летняя выпускница училища Матильда Кшесинская впервые увидела Николая.
Александр IIIБудьте красой и гордостью русского балета!
21-летний цесаревич произвел на юную балерину сильное впечатление. Впоследствии она написала в дневнике:
Наследник, что-то сказав, сел возле меня. Мне было очень приятно… Наследник… очень меня хвалил. Он меня спросил, кончаю ли я в этом году училище, и, когда я ему ответила, что кончаю, он добавил: „И с большим успехом кончаете!“… Он очень понравился, и затем я уже разговаривала с ним кокетливее и смелее, не как ученица.
Балерина и цесаревич
Запомнилась ли будущему царю в тот вечер юная балерина, неизвестно. Даже если это и так, то в дневнике от 23 марта он оставил только скупую запись:
Поехали на спектакль в Театральное училище. Были небольшие пьесы и балет — очень хорошо. Ужинали с воспитанницами.
Воспитанницы Императорского театрального училища, 1890-е годы но (на фото Матильды нет)
Привет с того света
Когда за границей были изданы дневники Николая II, Матильда Феликсовна прочитала их со слезами на глазах: многие строки, кратко записанные ее Ники, — и в бытность наследником, и на троне были понятны только ей одной…
Она сама села за воспоминания в начале 1950-х. Память Кшесинской, несмотря на возраст, была отменной. Могла, конечно, ошибиться — написала, например, что за окончание балетного училища ее наградили Полным собранием сочинений Лермонтова, а на самом деле это был увесистый однотомник Тургенева.
Но в других мелочах была предельно точна — реестр подаренных ей государем, великими князьями и прочими вельможными воздыхателями ювелирных изделий и драгоценностей поражает воображение (только раритетов от Фаберже хватило бы на роскошную музейную экспозицию).
Роман с цесаревичем
Изящной, почти крошечной Малечке, казалось, самой судьбой было уготовано посвятить себя служению Искусству. Ее отец был талантливым танцовщиком. Именно от него малышка унаследовала бесценный дар – не просто исполнять партию, а жить в танце, наполнять его безудержной страстью, болью, пленительными грезами и надеждой – всем, чем в дальнейшем будет богата ее собственная судьба. Она обожала театр и могла с завороженным взором часами наблюдать, как идут репетиции. Поэтому не было ничего удивительного в том, что девочка поступила в Императорское театральное училище, а совсем скоро стала одной из первых учениц: занималась много, схватывала на лету, очаровывая публику истинным драматизмом и легкой балетной техникой. Через десять лет, 23 марта 1890 года, после выпускного спектакля с участием юной балерины император Александр III напутствовал заметную танцовщицу словами: «Будьте славою и украшением нашего балета!» А потом был праздничный ужин для воспитанников с участием всех членов императорской фамилии.
Именно в этот день Матильда и познакомилась с будущим императором России, цесаревичем Николаем Александровичем.
Что в романе легендарной балерины и наследника российского престола правда, а что вымысел – спорят много и жадно. Одни доказывают, что отношения их были непорочны. Другие, словно в отместку, сразу же вспоминают о визитах Николая в дом, куда возлюбленная вскоре переехала со своей сестрой. Третьи пытаются предположить, что если любовь и была, то исходила она только от госпожи Кшесинской. Любовная переписка не сохранилась, в дневниковых записях императора встречаются лишь мимолетные упоминания о Малечке, зато много подробностей в мемуарах самой балерины. Но стоит ли им беспрекословно доверять? Очарованная женщина легко может «заблуждаться». Как бы то ни было, в этих отношениях не было пошлости или обыденности, хотя петербургские сплетники соревновались, излагая фантастические подробности «романа» цесаревича «с актрискою».