Вацлав Нижинский — танцор и хореограф
Первой попыткой Нижинского в качестве хореографа можно считать постановку «Послеполуденного отдыха Фавна» на музыку Дебюсси, которую он осуществил в 1912 году. Танцором он был куда более выдающимся, чем хореографом, за советом он все равно прибегал к Дягилеву. Авангардную постановку с угловатыми движениями и необычной хореографией сочли слишком смелой и она не имела большого успеха. Та же участь ждала вторую постановку Нижинского «Весна священная» на музыку Стравинского с костюмами, сшитыми по эскизам Рериха. Хаотичные и грубые движения, завязанные на стихийности, вырвавшейся на свободу, не были поняты тогдашней публикой. Очевидно, что между Нижинским и Дягилевым назревал конфликт — зависимость Вацлава от своего покровителя тяготила его. И вскоре, во время гастролей по Южной Америке произошел неожиданный поворот — Вацлав женится на малоизвестной венгерской балерине Ромоле Пульски. Узнав о женитьбе своего протеже, Дягилев в гневе незамедлительно отправляет ответное письмо, в котором сухо сообщает, что в его услугах больше не нуждается.
Обретя долгожданную независимость, Нижинский принимает решение о создании собственной труппы. Однако талантливый танцор оказался бездарным управленцем и в скором времени потерпел финансовую неудачу, а всю его труппу пришлось распустить. Обрушившиеся неудачи, только начавшаяся Первая мировая война и никуда не исчезнувшая психологическая неуравновешенность в скором времени окончательно заводят в тупик. Вместе с семьей он перебирается в Венгрию, где до 1916 года находится фактически без работы и любимого дела в окружении не слишком благосклонных к нему родственников жены. В 1916 году ему вместе с семьей позволяют переехать во Францию, где он вновь встречается с Дягилевым. И тот предложил артисту поехать на гастроли в Америку.
В год окончания войны Нижинский в последний раз вышел на сцену. После этих гастролей они с женой перебрались в небольшой швейцарский городок Сен-Мориц. Там большую часть времени Вацлав проводил в одиночестве, порой удаляясь на продолжительное время в горы. Тайно вел личный дневник, в котором бессвязно рисовал небольшие и странные зарисовки с перекошенными человеческими лицами и писал стихи, лишенные рифмы. Однажды он даже станцевал для местных жителей, однако танец их скорее испугал. Вечер Нижинский закончил словами: «Лошадка устала».
ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО С БРИЛЛИАНТОМ
Первым мужчиной в жизни Нижинского был князь Павел Дмитриевич Львов, окруживший танцовщика утонченной заботой. Князь занимался художественным воспитанием артиста, оплачивал его уроки у лучшего педагога маэстро Чекетти, купил Нижинскому рояль, помог дорого и со вкусом обставить комнаты, подарил золотое кольцо с бриллиантом
Не оставлял Львов своим вниманием мать и сестру Нижинского, приглашая их в концерты, делая подарки, катая на автомобиле. Мать и сестра любили князя, любил его и Вацлав
Кстати, когда Вацлав заболел гонореей, князь не только прислал своего врача, но во все время болезни был рядом с Нижинским.
Вацлав, Бронислава и Станислав Нижинские в детстве 1897
Это был благородный и влюбленный в Нижинского человек. Но они расстались. Почему? Злые языки утверждали, что, восхищаясь Нижинским-танцовщиком, князь был разочарован им в постели. Там, где у мужчины должно быть много, у Нижинского оказалось совсем чуть-чуть. Но какое это имеет значение для истинных отношений? К тому же князь, поняв, что юноша не в его вкусе, мог тут же расстаться с ним, а не задаривать подарками. Настоящей же причиной стал Сергей Павлович Дягилев. Именно Дягилев настоял на разрыве князя с Нижинским, убедив Львова в том, что если тот хочет Нижинскому добра, то должен отдать его ему. Князь согласился и даже дал денег для «Русского сезона» 1909 года.
Сталкерство
Ромола Пульска была венгерской аристократкой и дочерью знаменитой драматической актрисы в Будапеште Эмилии Маркуш. Естественно, девушка много времени проводила в театре.
В 1912 году Ромола была приглашена на первое представление Русского императорского балета в Будапеште. В этот вечер Нижинский не выступал, он немного приболел.
Но так как слухи о великолепии русского танцора не утихали, девушка решила посетить абсолютно все представления, которые давала русская труппа. И однажды она увидела его… И влюбилась.
Ей сразу захотелось с ним познакомиться. Так как Ромола была аристократкой со связям, плюс ее матушка была известной актрисой, то ей были открыты все двери в театре.
Через Адольфа Больма девушка подружилась со многими русскими артистами. Только вот с Нижинским ей все никак не удавалось встретиться, потому Дягилев его “закрывал ото всех”.
Ромола решила прекратить свои занятия по актерскому мастерству и начать обучаться балету. Девушка познакомилась с Энрико Чекетти, который преподавал хореографию Нижинскому. И, наконец-то, в один из репетиционных дней ее представили гению танца Нижинскому.
Далее последовала череда вечеров, ужинов, приветствий, репетиций и представлений. Но Нижинский особо не замечал ее, так как всегда весь был в танце.
Ромола напросилась гастролировать вместе с труппой Дягилева. Но с тем условием, что она усердно будет заниматься балетом. А позже примкнет к труппе.
НИЖИНСКИЙ — КЛОУН БОЖИЙ
Весь мир был у ног танцующего Вацлава Нижинского. «Бог танца», «восьмое чудо света», «царь воздуха» — называли его современники. Прыжок Нижинского, когда он, перелетев полсцены, зависал над ней, казался мистическим. Реальная жизнь танцовщика оказалась не менее яркой, чем сценическая. Не жизнь, а сон — волшебный и кошмарный. Триумфы, поклонники, любовь мужчин, женитьба, безумие. После его смерти не проходит года, чтобы не появились балет, спектакль, фильм или пьеса о нем. Танцовщик родился 110 лет назад, в ночь с 27 на 28 февраля. (1889 год — именно эту дату рождения называет его сестра Бронислава. Которую и отмечает весь мир. Хотя некоторые источники приводят и другой год.) Даже появление Нижинского на свет сопровождалось маленьким «чудом». В тот вечер его отец, польский танцовщик Томаш, на одном из праздничных масленичных вечеров, прыгнув выше всех, поймал неразыгранный в лотерею приз — серебряную чашечку, ставшую счастливым талисманом Вацлава.
ГОЛУБОГЛАЗАЯ БЛОНДИНКА
Ближе к 1913 году отношения между Дягилевым и Нижинским — и сексуальные, и творческие — надломились. Дягилев был недоволен хореографией Нижинского. А в быту танцовщик позволял себе такие вольности, которые Дягилев пережить не мог, Можно представить, что испытывал Дягилев, когда узнавал, что его Ваца бывает у проституток, или когда застал его и Огюста Родена, спящими в обнимку в мастерской скульптора. Все это было не по нервам. Дягилев искал Нижинскому замену. Нижинский тоже порядком утомился, он закатывал Дягилеву сцены, даже бил его.
В этот момент и появляется молодая голубоглазая блондинка. Ее упрямству и целеустремленности можно позавидовать. Дочь известной в Венгрии драматической актрисы Эмилии Маркуш, обеспеченная и весьма самоуверенная Ромола де Пульски вела себя покруче, чем агент 007. Девушке приглянулась самая яркая драгоценность русского балета — Нижинский, и она решила ее заполучить, прекрасно понимая, кто законный хозяин этой драгоценности. Если очень хочется, то почему и нет?
Ромола вела себя так осторожно и хитро, что даже ревнивое око Дягилева не смогло ничего заподозрить. Она добилась того, что ей предложили место танцовщицы на время гастролей по Южной Америке
Присутствие в труппе позволяло Ромоле попадаться на глаза Нижинскому. Но замкнутый, недоступный, окруженный заботами Дягилева Нижинский не обращал на нее внимания.
Наконец Нижинский остается один, без Дягилева. Это происходит во время путешествия к берегам Южной Америки. Когда Дягилев, которому цыганка нагадала в детстве смерть на воде, панически ее боявшийся, в последний момент отказался плыть, Ромола была вне себя от радости: «Это мой шанс. Двадцать один день в океане и без Дягилева. К тому времени, как мы прибудем в Южную Америку, у меня будет роман с «малышом» — так называла она Нижинского. Который продолжал ее не замечать, даже не здоровался с ней, хотя Ромола была ему представлена. Ее представляли ему вновь, и он снова ее не узнавал.
Вацлав Нижинский в балете «Жизель» 1910
Но вот однажды… Была прекрасная лунная ночь, из гостиной доносились звуки танго. Нижинский стоял в углу палубы, прислонясь к поручням и обмахиваясь маленьким черным веером, украшенным позолоченной розой. Ромолу в очередной раз представили ему
Желая обратить на себя внимание, она снимает с пальца кольцо и передает Нижинскому: «Мой отец привез его из Египта. Это талисман, и он приносит удачу»
Нижинский подержал кольцо на ладони, а затем надел Ромоле на палец:
«Я уверен, оно принесет вам счастье». Ночь Ромола провела в молитвах о Нижинском. Наутро, а шел шестнадцатый день путешествия, к Ромоле подошел барон Гинцбург и сообщил: «Ромола Карловна, поскольку Нижинский не может говорить с вами сам, он просил меня узнать, согласны ли вы выйти за него замуж?» Ромола расплакалась, подумав, что над ней издеваются, но вечером она ответила: «Да».
Корабль любви
В 1913 балетная труппа, в которой состоял Нижинский, отправилась на гастроли на юг Америки. Дягилев поехать не смог. Он до ужаса боялся воды. Вынести 21 день плавания у него бы не получилось. И Вацлав наслаждался в этом плавании долгожданной свободой.
Через две недели в пути Нижинский внезапно попросил друга Гинзбурга передать молодой балерине признание в любви. Он также пожелал немедленно на ней жениться. Избранницей стала Ромола Пульски. Она не поверила своим ушам, когда получила послание от Вацлава. В итоге девушка согласилась, и свадьба состоялась.
Ромола была давней поклонницей Вацлава. Она стала балериной только для того, чтобы быть ближе к кумиру. Из Америки Нижинский послал Дягилеву письмо. Когда тот получил его, он упал в обморок.
Спустя короткое время Сергей уволил танцовщика из труппы и перекрыл ему «кислород» везде, где только смог. Так Король воздуха получил свободу. Но вместе со свободой и семьей у него прибавилось проблем.
Всю жизнь оберегаемый любовниками, Вацлав не знал, как снимать дом, как покупать билеты на транспорт и еще не знал как расходовать деньги. Ромола с таким мужем быстро оказалась в нищете.
В тот момент у пары уже был ребенок, и Нижинский из-за всего произошедшего пребывал в депрессии. Собственные гастроли артиста провалились. Потом были война и иммиграция в Штаты.
Психика танцовщика пошатнулась настолько сильно, что его даже простил Дягилев. Бывший любовник приехал к Вацлаву в Штаты и пытался его лечить всеми средствами вместе с его женой. Но усилия были тщетными. Человек-птица скончался в 1950 году. Ромола пережила супруга почти на три десятка лет.
После начала болезни Вацлава (предположительно шизофрения) Ромоле много раз предлагали развестись с таким мужем. Но она, как и брошенный им Дягилев, не оставила Нижинского в беде. Дягилев, например, до конца своих дней горько сокрушался, что не уберег своего возлюбленного от того, что с ним случилось. Но как он мог это сделать?
ПОСЛЕДНИЙ ПРЫЖОК
Дягилев несколько раз пытался оживить мозг Нижинского, воздействуя на него танцем. Так, 27 декабря 1928 года в Париже он привез Нижинского в «Оперу» на балет «Петрушка», в котором танцовщик создал одну из лучших своих партий. Но Нижинский остался равнодушным. Граф Гарри Кесслер вспоминает, как был потрясен видом Нижинского, спускавшегося по лестнице.
«Его лицо, оставшееся в памяти тысяч зрителей сияющим, как у молодого бога, теперь было серым, обвисшим, …только изредка отблеск бессмысленной улыбки блуждал по нему. …Дягилев поддерживал его под руку, помогая преодолеть три лестничных марша, ведущих вниз… Тот, кто когда-то, казалось, мог беззаботно летать над крышами домов, теперь едва переступал со ступеньки на ступеньку обыкновенной лестницы. Взгляд, которым он мне ответил, был бессмысленным, но бесконечно трогательным, как у больного животного».
Вацлав Нижинский и Чарли Чаплин 1916
После смерти Дягилева опыт по оживлению рассудка Нижинского повторила Ромола. В июне 1939 года она пригласила Сержа Лифаря потанцевать перед мужем. Лифарь танцевал до изнеможения, но Нижинский оставался безучастным. Как вдруг некая таинственная сила подняла его, и он взлетел в прыжке, а затем вновь впал в беспамятство. Фотограф Жан Манзон, присутствующий при этом чуде, успел запечатлеть последний прыжок безумного бога танца, сумасшедшего клоуна Нижинского.
Рожденный зимой, умер Нижинский ранней весной, 8 апреля 1950 года, в Лондоне. Его похоронили на кладбище Сент-Мерилебен. В тот день ярко светило солнце, а ветви деревьев, покрытые бледно-зелеными почками, готовы были взорваться буйной листвой. 16 июня 1953 года прах танцовщика перевезли в Париж и похоронили на кладбище Монмартра.
ПОЦЕЛУЙ ШИНШИЛЛЫ
Вторым мужчиной в жизни танцовщика стал Сергей Павлович Дягилев. Вальяжному, импозантному, барственному, с седой прядью в темных волосах, за что его прозвали Шиншиллой, Дягилеву для осуществления его великих замыслов нужен был такой танцовщик, как Нижинский. К тому же он влюбился в это летающее чудо с раскосыми, ориентальными глазами. А Нижинскому, нежному и мягкому, необходим был покровитель, подобный Дягилеву, в котором соединились бульдожья хватка, бешеное тщеславие, гениальное понимание театра. Этот союз двух перевернул весь двадцатый век, и даже в конце столетия многое, чем мы сегодня восхищаемся, было предложено ими.
Правда, во время первого визита Дягилева в дом к Нижинским произошел неприятный эпизод. У них жила маленькая ручная птичка, которую не запирали в клетке. И вдруг за чаем это нежнейшее создание с открытым клювом и поднятыми перьями злобно накинулось на Дягилева. Потрясенная происшедшим мать Нижинского советовала сыну быть поосторожнее с Дягилевым, считая, что он приносит несчастье. Но чуть позже Дягилев сумел очаровать мать Вацлава. Сам же Нижинский очень быстро попал под магнетическое влияние личности Дягилева и его художественных идей. А на пальце Вацлава сверкало уже не золотое кольцо с бриллиантом, а массивное платиновое кольцо с сапфиром от Картье — первый подарок Сергея Павловича.
Новая ветвь
Об этом событии через пару дней узнала вся творческая элита. Нижинскому тут же посыпались предложения со всех концов света. Но он от всего отказывался, так как хотел создавать что-то свое. Вслед за братом труппу Дягилева покинула его сестра Бронислава с мужем.
Вацлав, все-таки, подписал контракт с лондонским театром “Палас” на 8 недель. Хотя позже окажется, что этот театр – обычный варьете с “простыми любителями”, а не с профессиональными артистами. Эта ситуация также повлияет на психику Нижинского.
Вацлав и Ромола Нижинские параллельно планировали собственные представления. Танцор обратился за помощью к художнику Льву Баксту, чтобы он помог с оформлением декораций и костюмов.
Бакст отказал. И также обмолвился, что это не конец всему, а лишь начало войны с Дягилевым. Тогда он его процитировал: «Насколько высоко Нижинский стоит сейчас, настолько низко я сброшу его».
Все-так, Ваце удалось собрать хоть какую-то труппу. В этом ему очень помогла сестра. Но Серж настолько сильно разозлился, что постоянно вставлял палки в колёса.
Перед самым выступлением в зал ворвалась полиция с заявлением от Сергея Дягилева. В предписании говорилось, что Бронислава Нижинская не имеет права выступать где-либо еще (в данном случае в представлении собственного брата). Потому что Дягилев не подписывал никакие бумаги о ее увольнении.
Постепенно у Вацлава стали сдавать нервы. Одно переплеталось с другим и выливалось в дикий стресс. Теперь ему нужно было заниматься и танцами, и постановками, и другими организационными вопросами. К тому же, как-то надо было уворачиваться от всяческих козней.
А может Дягилев поступал правильно, когда ограждал Вацлава от внешнего мира? Он всегда ему говорил, чтобы тот думал только о танцах и больше ни о чем. О всем остальном он позаботится сам.
Вацлав Нижинский: начало творческого пути
Герой нашей статьи родился в 1889 году в Киеве в семье польских балетных танцовщиков Томаша Нижинского и Элеоноры Береды. Вацлав и его сестра Бронислава пошли по стопам родителей. О старшем брате Станиславе известно немного — с детства он страдал психическим заболеванием и до 1918 года он находился в одной из психиатрических лечебниц Петербурга. Кроме того, известно, что бабушка Вацлава Фомича страдала хронической депрессией, что, в конечном счете, привело к полному отказу от еды и скоропостижной смерти.
Вскоре после ухода к молодой любовнице отца семейства, Элеонора вместе с детьми в поисках заработков переехала в Санкт-Петербург. Еще в раннем детстве все эти обстоятельства повлияли на характер будущей звезды балета — у него стали проявляться черты шизофрении, он рос замкнутым и необщительным. К учебе, кроме танцев, он был абсолютно равнодушен — все домашние задания за него выполняла сестра. Однако, это не помешало ему в 1907 году успешно начать карьеру в балете. Вацлава приняли в труппу Мариинского театра, где довольно быстро он становится примой.
Нижинский танцевал уже в то время с такими звездами сцены как Анна Павлова, Тамара Карсавина и Матильда Кшесинская. В 1911 году его неожиданно увольняют за довольно откровенный облегающий костюм, выполненный по эскизам Бенуа специально для постановки «Жизели», который якобы не понравился присутствовавшим в тот вечер представителям царской семьи. По другой версии, к его успеху приревновала Анна Павлова, которая славилась эгоцентричным характером и отказывалась делиться с кем бы то ни было лаврами. Без работы Вацлав Фомич оставался недолго, вскоре он присоединился к труппе Сергея Дягилева, известного балетного деятеля, имя которого уже прогремело на всю Европу со своими «Русскими сезонами». Этот период принято считать наиболее плодотворным в творчестве Нижинского и расцветом его карьеры.
Не секрет, что у Нижинского и Дягилева были интимные отношения, чему немало поспособствовала мать Вацлава Элеонора, которая не видела ничего плохого в бисексуальных наклонностях сына ради его же продвижения и знакомства с влиятельными людьми из мира искусства. Сам Дягилев крайне ревновал Нижинского к женщинам, с которыми он тоже имел отношения, регулярно посещая публичные дома. Вацлав имел полную свободу творчества и неограниченные финансовые возможности, однако в личной жизни чувствовал себя как птица в золотой клетке своего импресарио. Абсолютно не приспособленный к самостоятельной жизни Нижинский был полностью зависим от своего покровителя — Дягилев отгораживал от частых нападок критиков, которые считали его за нелюдимый и замкнутый характер сродни инопланетному существу.
ПОДОНКИ МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ
Естественно, что кроме тех, кто боготворил танцовщика, были и те, кто ему люто завидовал. В училище одноклассники однажды уговорили Вацлава показать, как высоко он может прыгнуть, предложив перелететь через тяжелый пюпитр для нот. Установили высоту. Когда Нижинский отвернулся, маленькие подонки подняли планку, натерли пол мылом. Вацлав разбежался, с налету врезался в пюпитр животом и потерял сознание. В больнице он пять дней не приходил в сознание, врачи говорили — надеяться можно только на чудо. Оно свершилось, Нижинский выжил…
В начале своей службы в Мариинском театре Нижинский, не будучи первым танцовщиком, пользовался огромным успехом не только у зрителей, но и у балерин, желавших танцевать с этим юным богом. Мужская часть труппы воспринимала подобное весьма остро. Среди тех, кто особенно бесился, был Николай Легат, постоянный партнер первой дамы петербургского балета, всесильной Матильды Кшесинской. Кшесинская, собираясь на гастроли в Париж, решила взять с собой не Легата, а Нижинского Легат, прознав об этом, не находил себе места от злости.
И заработала интрига. Для начала усиленно распространяли слух о нетрадиционной сексуальной ориентации Нижинского. Балетные «мужики», подковыривая молодого танцовщика, предложили ему сходить в публичный дом, где бы он на деле доказал свою мужественность. Все было спланировано заранее. Нижинский, наивный ребенок, поддался на провокацию. Там от девочек он заразился гонореей. С гастролей в Париж Нижинский слетел, вместо него туда поехал Николай Легат.
Несколько позже, Нижинский — европейская знаменитость — отказался танцевать в Мариинке «Жизель» вместе с Кшесинской, а предпочел ей Тамару Карсавину, более молодую и не такую закостенелую классичку, как Матильда Феликсовна. Кшесинская, в то время находившаяся в интимных отношениях с великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем, пришла в ярость, обещая отомстить танцовщику. Что и выполнила.
Это случилось 24 января 1911 года на спектакле «Жизель», куда съехался весь Петербург. Была там и вдовствующая императрица Мария Федоровна с великими князьями. В первом отделении Нижинский появился в костюме, созданном по эскизу Бенуа, не похожем на традиционный — когда поверх трико надевали короткие штанишки. Нижинский же вышел только в трико и коротком, чуть ниже талии колете с прикрепленным к бедру кармашком-сумочкой. После спектакля великий князь Андрей Владимирович передал, что вдовствующая императрица Мария Федоровна приказала уволить Нижинского за неприличный костюм, в котором он появился на сцене. Что и было сделано. Но, как оказалось впоследствии, подобного приказа Мария Федоровна не отдавала, все было сделано руками великих князей. Но эти руки, бесспорно, направляла интриганка Матильда Кшесинская.
Один из ста пятидесяти
Отец Вацлава тоже был танцовщиком. Томас без памяти влюбился в коллегу по балету Элеонору Береду. Одаренная Элеонора была старше, знатнее и богаче Томаса, но это его не остановило. Он с какой-то яростью и одержимостью начал ухаживать за ней. И добился своего только тогда, когда пригрозил убить ее, если она ему не достанется.
Состоялась свадьба. В 1889 году в балетном семействе родился Вацлав. Восемь лет у мальчика был отец, учивший его балету, а потом его не стало. Нет, он не умер. Просто также страстно, как когда-то, влюбился в другую и бросил семью.
Элеоноре предстояло содержать троих отпрысков самостоятельно. Тогда она переехала в Северную столицу и определила Вацлава с сестрой в балетную школу. Отбор в Императорское заведение был жесткий. Взять должны были 6 детей, а на их места претендовало 150 мальчиков.
Вацлав достойно выступил перед комиссией и был принят. В балетной школе была почти казарменная дисциплина, но когда воспитанники подрастали, их показывали меценатам. Так Нижинский и познакомился с Павлом Львовым. Князь влюбился в юношу с первого взгляда.
Для юного любовника Павел снял апартаменты. Вацлав был далек от быта, поэтому подарки князя были для него кстати. Чтобы молодой танцор преуспел на сцене, Львов пригласил для него педагога.
Энрико Чекетти научил Нижинского не просто красиво кривляться на сцене, он показал ему, как вкладывать в танец чувства и эмоции. Затем князь свел Вацлава с Дягилевым. Это богач был настоящим покровителем искусств. Он упросил Львова отдать ему Нижинского, ведь он мог дать ему больше, чем князь.
Львов согласился, и танцор с тех пор был любимцем Сергея. Дягилев обожал танцовщика. Он устроил для своего любовника русские сезоны за границей. Еще меценат старался приобщить Нижинского к изобразительному искусству и литературе.
В 1911 году Вацлав стал опальным артистом. Он был вынужден переехать в Европу. Дягилев перебрался в Париж вслед за возлюбленным и обеспечил ему там новые триумфальные выступления.
Одержимость Дягилева Нижинским начала переходить все границы. Он отгонял от него поклонников. Особенно Сергей опасался женщин. Как-то раз Айседора Дункан проявила к танцору интерес. Запуганный Дягилевым Нижинский убежал от нее как от огня.
Союз Сергея и Вацлава не был счастливым. Слишком часто случались ссоры, слишком сильно Дягилев контролировал жизнь танцора. Поэтому путешествие без мецената в Америку стало для Нижинского глотком свежего воздуха.
ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО
10 сентября 1913 года в Буэнос-Айресе Вацлав Нижинский и Ромола де Пульски сочетались браком в католической церкви Архангела Михаила. Нижинский был рад, что вырвался из рук покровителя, получил свободу и, наверное, то, что ему хотелось иметь: жену, детей, семью. Ромола дала ему все это. Нижинский любил и жену, и двух дочерей. Все было трогательно, особенно в самом начале.
Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина в балете «Жизель»
Одного не могла дать Ромола — танца, для которого и был создан Нижинский. Женщина ему была нужна, но и без мужчины-покровителя он не мог. Оторвав Нижинского от Дягилева, Ромола отлучила Нижинского от подлинного искусства. И тогда наступает крах. Как спасение от обыденной жизни приходит безумие, оно надвигается медленно, почти незаметно, но затем укутывает своим плотным черным покрывалом Вацлава до конца его дней. Зимой 1918-1819 года Нижинский пишет свой дневник, который Ромола, испытывавшая денежные затруднения, решает издать. Правда, предварительно изъяв из него все сексуальные моменты и эротические фантазии, которых там оказалось немало. Семейная жизнь не смогла утолить сексуальной жажды танцовщика. Но и без этих эпизодов горячечные страницы из «Дневника» Нижинского впечатляют:
«Я летал на самолете и плакал. Не знаю почему, у меня создалось впечатление, что он вот-вот уничтожит птиц… Люди посещают церкви в надежде найти там Бога. Он не в церквях, или, вернее Он там везде, где мы его ищем… Шекспировские клоуны, у которых так много юмора, мне симпатичны, но у них есть злобные черты, из-за чего они отдаляются от Бога. Я ценю шутки, так как я Божий клоун. Но я считаю, что клоун идеален, только если он выражает любовь, иначе он не является для меня Божьим клоуном…»
Вацлав Нижинский в балете «Петрушка»